29.03.2024

Главная » 2009 » Январь » 4 » Время шестого Апокалипсиса
    Время шестого Апокалипсиса

Время шестого АпокалипсисаПоловина видов животных и растений не переживет новое глобальное потепление

Изменение мировых температур в ближайшие столетия может запустить механизм очередного массового вымирания видов. По прогнозам специалистов университетов Йорка и Лидса, с лица Земли исчезнут больше половины видов животных и растений. Вывод о тесной связи между климатическими изменениями на планете и процессом вымирания живых видов ученые сделали, проанализировав имеющиеся данные о температурах и видовом разнообразии на планете на протяжении последних 520 млн лет.

Сопоставление показало, что в теплые, «парниковые» периоды уровень биологического разнообразия на Земле был ниже, а процесс вымирания видов шел быстрее обычного. В более холодные, «ледниковые» периоды наблюдалась обратная тенденция.

На этом фоне особенную тревогу вызывает то, что температуры, которые, как предсказывают специалисты, ожидают нас в будущем, находятся на уровне самых высоких из зафиксированных на сегодняшний день температур «парниковых» периодов в истории планеты – которые, как свидетельствует анализ ископаемых останков, связаны с процессами массового вымирания видов.

Исследование, сообщение о котором опубликовал на этой неделе журнал Proceedings of the Royal Society: Biological Sciences, провел студент Университета Йорка Гарет Дженкинс в соавторстве со своим научным руководителем Питером Мэйхью, а также профессором Университета Лидса Тимом Бентоном.

Мэйхью и Бентон - экологи, занимающиеся вопросами популяций. «Сделанные нами выводы - это первое четкое свидетельство того, что перемены глобального климата могут быть причиной коренных изменений в живых организмах, - считает Питер Мэйхью. - Применительно к происходящему сейчас глобальному потеплению, которое по продолжительности сопоставимо с долгосрочными колебаниями климата Земли, можно констатировать, что масштабы вымирания видов будут увеличиваться».

Время умирать

За время существования планеты массовое вымирания видов происходило уже пять раз. Последний раз - 65 млн лет назад, на рубеже мелового и третичного геологических периодов. Считается, что главной причиной тому стало падение крупного астероида на полуостров Юкатан (между Мексиканским заливом и Карибским морем). В результате исчезли 16% семейств морских организмов, 47% родов. Что же касается обитателей суши, то в это время вымерли 18% семейств позвоночных, в том числе и динозавры.

200-214 млн лет назад, в конце триасового периода, причиной вымирания стали мощные потоки лавы, образовавшиеся после раскола земной коры в центральном районе Восточной Атлантики. В результате этих процессов образовался Атлантический океан, а наступившее из-за вулканической активности глобальное потепление привело к вымиранию 22% семейств морских организмов, 52% родов. Количество вымерших видов наземных позвоночных неизвестно.

251 млн лет назад, в конце пермского, произошло самое масштабное за всю историю Земли сокращение видового разнообразия. Причины его до сих пор остаются предметом жарких дискуссий. Достоверно известны лишь, что с лица планеты исчезли 95% всех видов растений и животных: исчезло примерно 53% семейств морских организмов, 84% родов, и примерно 70% видов растений, насекомых и позвоночных животных, обитавших на земле.

Около 364 млн лет назад, в конце девонского периода, по неизвестной причине вымерли 22% морских семейств, 57% родов.

И, наконец, самый ранний случай массового вымирания видов произошел на рубеже ордовикского и силурийскийского периодов, 439 млн лет назад. Причиной стало колебания уровня моря: сначала, при образовании ледников, уровень понизился, затем, при таянии ледников, вновь начал расти. При этом вымерли 25% семейств морских организмов, 60% родов.

По словам профессора Брентона, никто ранее не пытался отследить связь между видовым разнообразием и климатом планеты применительно к столь длительному отрезку времени. «Предыдущие исследования ограничивались изменениями в рамках относительно коротких геологических периодов, и обычно касались конкретных областей планеты и определенных видов или родов животных», - говорит он.

Исследователь констатирует, что из пяти перечисленных периодов массового вымирания видов четыре приходились на «парниковые» фазы, причем эти четыре включают и период вымирания динозавров, 65 млн лет назад. При этом самое массовое вымирание, в конце пермского периода, когда исчезли 95% видов животных и растений, пришлось на самую теплую за все время существования планеты климатическую фазу. «Связь, на которую мы обратили внимание, бросается в глаза», - заключает Бентон.

GZT.ru