26.04.2024

6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Главная » 2009 » Июль » 4 » Колонизация планет - путь к выживанию?!
    Колонизация планет - путь к выживанию?!

Как и каждый из нас, Земля, тоже не ограждена от всевозможных неприятностей, вплоть до уничтожения человечества. Тем более что опасность глобальной планетарной катастрофы — не выдумка ждущих апокалипсиса фанатиков.

Как внешние (например, метеоритные бомбардировки), так и внутренние причины (землетрясения, извержения вулканов, экологические и техногенные аварии, ядерная война и так далее) могут хоть завтра поставить жирную точку на всей истории человеческой цивилизации.

Так не пора ли уже сегодня искать запасные варианты? Так сказать, вакансии на должность Земли на экстренный случай. Идея переселения человечества во внеземные колонии не нова. Однако только с развитием космической техники обрела черты реальности. Перед претендентами на занимание вакансии ставиться много условий: наличие твердой поверхности и достаточной для удержания атмосферы гравитации, наличие воды и кислорода, оптимальный температурный режим и так далее.

Кто же может подойти на замещение главной для людей вакансии в пределах Солнечной системы? Вот список из наиболее достойных кандидатов на вакансии будущих обителей человечества:

Марс

Марс - четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Иногда Марс называют «Красная планета» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа(III). Марс — планета земной группы с разреженной атмосферой. Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных и вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных. Марсианский потухший вулкан Олимп — самая высокая гора в Солнечной системе, а Долина Маринера — самый крупный каньон. Помимо этого, в июне 2008 три статьи, опубликованные в Nature, представили доказательства существования в северном полушарии Марса самого крупного известного ударного кратера в Солнечной системе. Его длина 10 600 км, а ширина 8500 км, что примерно в четыре раза больше, чем крупнейший ударный кратер, до того также обнаруженный на Марсе, вблизи его южного полюса. В дополнение к схожести поверхностного рельефа, Марс имеет период вращения и смену времён года аналогичные земным, но его климат значительно холоднее и суше земного.

Венера

Венера — вторая внутренняя планета Солнечной системы с периодом обращения в 224,7 Земных дней, самый яркий объект на ночном небе за исключением Луны, и достигает видимой звёздной величины в -4,6. Венера классифицируется как землеподобная планета, и иногда её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Поверхность Венеры скрывает чрезвычайно густая облачность из облаков серной кислоты с высокими отражательными характеристиками, что не даёт увидеть поверхность Венеры в видимом свете. Споры о том, что находилось под густой облачностью Венеры, продолжались до двадцатого столетия, пока многие из тайн Венеры не были приоткрыты планетологией. У Венеры самая плотная среди прочих землеподобных планет атмосфера, состоящая главным образом из углекислого газа. Это объясняется тем, что на Венере нет никакого круговорота углерода и органической жизни, которая могла бы перерабатывать его в биомассу.

Луна

На Луне практически отсутствует атмосфера. Содержание газов у поверхности в ночное время не превышает 200000 частиц/см3 и увеличивается днём на два порядка за счёт дегазации грунта. Такая концентрация газов равноценна глубокому вакууму, поэтому днём её поверхность накаляется до +120 °C, но ночью или даже в тени она остывает до -160 °C. Небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Огромный диск Земли выглядит с Луны в 3,67 раз больше, чем Луна с Земли и висит в небе почти неподвижно. Фазы Земли, видимые с Луны, прямо противоположны лунным фазам на Земле. Поверхность Луны покрыта так называемым реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, полученных из столкновений метеоров с лунной поверхностью. Толщина слоя реголита бывает от долей метра до десятков метров.

Европа (спутник планеты Юпитер)

Европа — спутник Юпитера, наименьший из четырёх галилеевых спутников. Предположительно, под ледяной поверхностью спутника имеется океан, в котором не исключается существование жизни. Европа всегда повёрнута к Юпитеру одной стороной. Европа больше похожа на планеты земной группы, чем другие «ледяные спутники», и в значительной степени состоит из горных пород. Она полностью покрыта слоем воды толщиной предположительно порядка 100 км (частью — в виде ледяной поверхностной коры толщиной 10—30 км; частью, как полагают, — в виде подповерхностного жидкого океана). Далее залегают горные породы, а в центре предположительно находится небольшое металлическое ядро. Поверхность Европы по земным меркам очень холодная — 150—190°С ниже нуля. На поверхности спутника должна наблюдаться высокая радиация, так как орбита Европы проходит через мощный радиационный пояс Юпитера. Вся поверхность Европы испещрена множеством пересекающихся линий. Это разломы и трещины ледяного панциря. Некоторые линии почти полностью опоясывают планету. Система трещин в ряде мест напоминает трещины на ледяном панцире Северного полюса Земли.

Ганимед (спутник планеты Юпитер)

Ганимед – спутник Юпитера, один из галилеевых спутников. Является крупнейшим спутником в Солнечной системе, превосходит по размерам Меркурий (хотя по массе уступает этой планете в два раза). Ганимед состоит, в основном, из горных пород и водяного льда. Предположительно, во внутреннем строении Ганимеда можно выделить три слоя: расплавленное металлическое или металло-сернистое ядро, состоящая из горных пород мантия и слой льда толщиной 900-950 км. Есть данные, что в прошлом поток тепла от ядра был существенно выше. Не исключено, что между каменистыми породами и льдом имеется слой жидкой воды, температура которой может быть значительно ниже нуля (т. к. вода находится под давлением). Толщина водяного слоя, наиболее вероятно, не превышает нескольких километров, и залегает она на глубине около 170 километров. У Ганимеда имеется довольно мощное магнитное поле.

Каллисто (спутник планеты Юпитер)

Каллисто — один из галилеевых спутников Юпитера. Третий по величине спутник в Солнечной системе, размером примерно с Меркурий (но заметно уступает этой планете по массе). Каллисто — одно из самых кратерированных тел в Солнечной системе. Следовательно, поверхность спутника очень старая (около 4 млрд лет), а его геологическая активность крайне низкая. Предполагается, что Каллисто покрыта ледяной корой толщиной 200 км, под которой находится слой воды толщиной около 10 км. Более глубокие слои состоят, по-видимому, из спрессованных горных пород и льда с постепенным возрастанием горных пород и железа к центру. Такая композиция, вообще говоря, не характерна для крупных небесных тел, у которых ядро, как правило, ярко выражено. Наличие жидкого океана обусловлено характеристиками магнитного поля Каллисто (которое порождено, как полагают, электротоками в солёной воде). По оценкам НАСА, Каллисто может стать первым из колонизированных спутников Юпитера. Это возможно благодаря тому, что Каллисто геологически очень стабилен и находится вне зоны действия радиационного пояса Юпитера. Этот спутник может стать центром дальнейших исследований окрестностей Юпитера, в частности, Европы.

Титан (спутник планеты Сатурн)

Титан — спутник Сатурна, второй по величине спутник в Солнечной системе (после Ганимеда). Диаметр Титана — 5150 км. Таким образом, он больше планеты Меркурий, хотя и уступает ему по массе. В Титане заключено 95 % массы сатурнианских спутников. Сила тяжести на нём составляет приблизительно одну седьмую земной. Титан — единственный спутник в Солнечной системе, обладающий плотной атмосферой, и единственный спутник, поверхность которого невозможно наблюдать в видимом диапазоне из-за облачного покрова. Давление у поверхности примерно в 1,6 раза превышает давление земной атмосферы. Температура — минус 170—180°C. На Титане имеются моря, озёра и реки из метана и этана (их наличие долго было под сомнением), а также горы, состоящие изо льда.

Церера (карликовая планета).

Церера — карликовая планета астероидного типа. Это самое массивное небесное тело пояса астероидов и по размерам превосходит многие крупные спутники планет-гигантов. Длительное время Церера рассматривалась как полноценная планета Солнечной системы, впоследствии она была классифицирована как астероид, а по результатам уточнения понятия планета Международным астрономическим союзом 24 августа 2006 года на XXVI Генеральной Ассамблее МАС была отнесена к карликовым планетам. Церера имеет форму сфероида размерами 975x909 км. Её масса равна 9,5х10E20 кг, что составляет почти треть всей массы пояса астероидов, но в то же время более чем в 6000 раз уступает массе Земли. Значительная масса Цереры привела к тому, что под действием собственной гравитации это небесное тело, как и многие другие планетоиды, приобрело форму, близкую к сферической. Однако, на этом её эволюция не закончилась и, в отличие от большинства астероидов, на Церере началась дифференциация внутренней структуры — более тяжёлые породы опускались к центру, более лёгкие поднимались к поверхности. Таким образом сформировалось каменное ядро и мантия из водяного льда. О внешнем облике Цереры известно не так уж и много. На земном небосклоне она предстаёт слабой звёздочкой всего лишь 7-й величины. Наблюдения в ИК диапазоне показали, что средняя температура поверхности составляет 167К, в перигелии она может достигать 240К (-33°C).

Как видите, каждый кандидат на замещение нашей вакансии, по-своему интересен, но полностью не удовлетворяет всем требованиям. Исходя из этих фактов, человечество может пойти тремя путями:

1. Потрудиться, чтобы преобразовать тела Солнечной системы в подобные Земле планеты (утеплить и оросить Марс, охладить Венеру и т.д.).

2. Помучиться, чтобы переделать человеческие тела с целью адаптации к жестким условиям обитания на других телах Солнечной системы (без воды, кислорода, бутербродов и т.д.)

3. Искать планеты, подобные Земли около других звезд.

Кто и когда будет утвержден на замещение вакансии на должность Земли, остается вопросом здравого смысла и времени. Хотя, может быть, стоит сильнее поберечь то, что имеем?