Четверг

24252627282930
31

Главная » 2009 » Август » 2 » МУРАВЬИ НАУЧИЛИСЬ КЛОНИРОВАТЬ СЕБЕ ПОДОБНЫХ
    МУРАВЬИ НАУЧИЛИСЬ КЛОНИРОВАТЬ СЕБЕ ПОДОБНЫХ

Ученые из Аризонского университета обнаружили амазонских муравьев, которые живут в колониях, состоящих исключительно из самок, сообщает BBC News.

Группа биологов под руководством Анны Химлер из Аризонского университета провела серию экспериментов, снимая «отпечатки» ДНК муравьев вида Mycocepurus smithii.

В результате ученые выяснили, что все муравьи этой колонии являются клонами своей королевы.

Более того, при вскрытии самок оказалось, что они физически не приспособлены к половому акту, поскольку у них выродилась важная часть их репродуктивной системы.

У ряда насекомых неполовое воспроизводство самцов из неоплодотворенных яиц является обычным. Однако, по словам исследователей, неполовое воспроизводство самок у муравьев встречается крайне редко.

«Общественные насекомые могут размножаться несколькими способами, — объясняет доктор Химлер, — но у данного конкретного вида выработался весьма необычный способ».

Ученые не могут с уверенностью сказать, почему этот вид муравьев решил отказаться от полового размножения и как давно это произошло.

В настоящее время они проводят детальный генетический анализ, чтобы определить, когда именно случилось это эволюционное изменение.

По словам доктора Химлер, у жизни без секса есть свои плюсы. «Это снижает энергетические затраты на производство самцов и удваивает число репродуктивных самок в каждом следующем поколении.

С другой стороны, соединение генетического материала при половом размножении дает будущим поколениям значительные преимущества».

«Генетическое разнообразие обеспечивает лучшую защиту от паразитов и болезней», — объясняет специалист по общественным насекомым Лозаннского университета Лоран Келлер. — Если в колонии, состоящей из клонов, паразиты одолевают одного муравья, под угрозой оказываются и все остальные. Если вы бесполы, вы долго не протянете. Тем не менее в случае с муравьями мы все чаще узнаем о новых, необычных способах размножения».

По словам профессора, общественным насекомым особенно подходит неполовое размножение, поскольку в этом случае у королевы есть возможность контролировать пол и касту всех членов колонии.

Впервые доктор Химлер обратила внимание на вид Mycocepurus smithii не из-за необычного способа их размножения, но благодаря способности этих муравьев выращивать урожаи.

«Муравьи стали фермерами задолго до нас, они уже 80 миллионов лет культивируют мхи. Для этого муравьи собирают рассаду, продукты жизнедеятельности и даже самих мертвых насекомых, которых используют в качестве удобрения», — объясняет Анна Химлер.

* * *

Следует отметить, что Mycocepurus smithii отнюдь не единственный вид муравьев, создающий своих клонов.

Так, исследуя огненных муравьев Wasmannia auropunctata, изначально обитавших в Центральной и Южной Америке, но распространившихся по США, ученые из Свободного университета Брюсселя обнаружили удивительный факт: самцы и самки почти не имеют схожих комбинаций в своем генетическом коде. И мужские, и женские особи размножаются, производя идентичные копии самих себя, и, соответственно, у них получается совершенно разный набор генов.

Традиционным способом муравьи Wasmannia auropunctata размножаются лишь для того, чтобы произвести «рабочих», говорит Денис Фурнье, член исследовательской группы, которая открыла этот феномен. Однако это никак не смешивает гены самок и самцов, поскольку муравьи-рабочие стерильны и никогда не передают свои гены следующим поколениям.

Пока, правда, слишком рано предполагать, что женский и мужской набор генов полностью отличается друг от друга, сообщает Эндрю Бурк из Института зоологии в Лондоне. Самцы иногда размножаются, спариваясь с самкой, чтобы «дозарядить» генофонд.

В ходе исследования Денис Фурнье проанализировал ДНК лишь 199 маток, 41 самца и 264 рабочих муравьев, собранных в Новой Каледонии и во Французской Гвиане. Только гораздо более масштабное исследование сможет доказать отсутствие смешивания мужского и женского генотипов, говорит он.

Геннадий НИКОЛАЕВ