Суббота
27.04.2024

Главная » 2010 » Октябрь » 26 » На Венере найдены следы недавнего вулканизма
    На Венере найдены следы недавнего вулканизма

Поверхность Красной планеты "украшают" более тысячи вулканов (на рисунке). Но до недавнего времени учёные не могли с уверенностью сказать, является ли Венера такой же геологически активной, как Земля, или же давно успокоилась, как Марс (иллюстрация University of Arizona).

Об обнаружении на Красной планете ещё хранящих тепло потоков лавы рассказали Наталия Бондаренко (Nataliya Bondarenko) и её коллеги из Калифорнийского университета в Санта-Круз (UCSC).

Учёные отмечают, что застывшая лава региона Bereghinia Planitia северного полушария Венеры оказалась примерно на 85 °C горячее, чем ожидалось. По мнению планетологов, возраст этих потоков не превышает нескольких десятилетий.

Астрономы изучали Венеру в микроволновом диапазоне. Данные были собраны в начале 1990-х зондом <a href="http://www2.jpl.nasa.gov/magellan/">Magellan</a>. На снимке цвета обозначают превышение температуры застывших потоков над средней температурой местности (иллюстрация Nataliya Bondarenko et al./GRL).

Астрономы изучали Венеру в микроволновом диапазоне. Данные были собраны в начале 1990-х зондом Magellan. На снимке цвета обозначают превышение температуры застывших потоков над средней температурой местности (иллюстрация Nataliya Bondarenko et al./GRL).

Если бы лава извергалась лет сто назад, зонд Magellan попросту не смог бы её "увидеть". В статье, опубликованной в журнале, Бондаренко со товарищи предполагают, что извержение происходило более 15 лет назад.

Получается, Венера гораздо активнее, чем считалось. Прежде учёным удавалось обнаружить следы лавовых потоков возрастом от 2,5 миллиона до 250 лет. Так, в апреле нынешнего года группа Сюзан Смрекар (Suzanne Smrekar) из Лаборатории реактивного движения рапортовала об исследовании таких "свежих" лавовых потоков в южном полушарии Утренней звезды.

Группа Смрекар использовала снимки только нижней части планеты. То есть подтвердить или опровергнуть результаты нынешнего исследования эти планетологи не могут. Между тем проверка выводов американцев, несомненно, нужна.

В будущем Бондаренко и её коллеги планируют продолжить работу и исследовать на наличие столь же молодых потоков лавы другие регионы Утренней звезды.