29.03.2024

16171819202122
23242526272829
3031

Главная » 2011 » Май » 19 » Неподалеку от Земли найдены десять бродячих планет
    Неподалеку от Земли найдены десять бродячих планет

Японские астрономы сообщили в последнем номере журнала Nature, что ими обнаружено десять экзопланет, которые не принадлежат ни к одной звезде.

Эти планеты они нашли при помощи эффекта так называемой гравитационной микролинзы. Как известно, объекты с большой массой могут заметно искривлять траекторию светового луча. Если такой объект пройдет перед далеко расположенной звездой, он может сфокусировать идущий от нее свет и заставить ее сиять существенно ярче.

Десять "бродячих" планет, которые найдены астрономами, размером с Юпитер и находятся на расстоянии от 10 до 20 тыс. световых лет от Земли, иначе говоря, достаточно близко. По их расчетам, такие планеты должны встречаться в два раза чаще, чем звезды главной последовательности, то есть такие, как наше Солнце.

Для далеких звезд блуждающие планеты могут стать
    гравитационными линзами

По словам Такахиро Суми (Takahiro Sumi) из Университета Осаки, одного из соавторов статьи, наличие таких бесхозных планет вытекает из существующей теории их формирования, однако то, насколько часто они встречаются, оказалось для исследователей полной неожиданностью.

В списке космических объектов бродячим планетам места нет. Согласно астрономической конвенции, планетами называются небесные тела, движущиеся по орбитам вокруг звезд или их останков, поэтому технически планетами подобных небесных странников назвать нельзя. Ситуацию не меняет даже то обстоятельство, что, скорее всего, они сформировались точно так же, как и планеты Солнечной системы – в планетарных дисках, и только потом были выброшены гравитационными силами в свободное плавание.

Возможно, эту теорию образования бродячих планет астрономам придется пересматривать – она не предполагает столь большого их количества. Возможно также, что им придется обратить внимание на непопулярную сегодня гипотезу, согласно которой эти планеты могут образовываться и вне планетарного диска, представляя собой что-то вроде недоразвитых звезд.

Как мы уже писали, в феврале бродячие планеты были предложены в качестве объектов, на которых может существовать подледная жизнь, аналогичная той, какую сейчас ищут на спутнике Сатурна Европе. Правда, речь там шла не о газовых гигантах, а о планетах земного типа. Авторы гипотезы подчеркивали, что вероятность их существования в пределах одной астрономической единицы от нас чрезвычайно мала и не превышает одной миллиардной. Если японские исследователи не ошибаются, то, возможно, эта вероятность в десятки или сотни миллионов раз больше, так что, похоже, самое время придумывать способы искать такие планеты, а на них жизнь.