Вторник
16.04.2024

Главная » 2011 » Июнь » 10 » Метеорит поразил учёных непостоянством состава
    Метеорит поразил учёных непостоянством состава

Канадские и американские геологи провели максимально тщательное исследование метеорита, 11 лет назад упавшего на лёд озера Тагиш.

Крупный метеороид, фрагменты которого попали в руки учёных, взорвался в атмосфере над территорией канадской провинции Британская Колумбия в январе 2000 года. Обломки были аккуратно собраны уже через несколько дней и хранились при низкой температуре, что обеспечило едва ли не идеальные сохранность и чистоту.

«Первые найденные образцы по своему качеству приближаются к тому, что мы можем получить, отправив зонд на астероид», — замечает один из авторов работы Майкл Кэллахан (Michael Callahan) из Центра космических полётов Годдарда.

Фрагмент метеорита озера Тагиш
    (фото Michael Holly, Creative Services, University of Alberta).

Изученный метеорит относится к углеродистым хондритам, источниками которых служат «примитивные» астероиды, сохранившие исходные твёрдые компоненты протопланетного диска — материал, который более четырёх миллиардов лет назад вошёл в состав планет. Углеродистые хондриты содержат органические вещества в достаточно высоких концентрациях, причём часть соединений — аминокислоты, азотистые основания, монокарбоновые кислоты, сахара, полициклические ароматические углеводороды — может принимать непосредственное участие в развитии жизни. Органика на хондритах во многом схожа с теми соединениями, которые обнаруживаются в других образцах внеземного происхождения (частицах межпланетной пыли, веществе кометы 81P/Вильда, антарктических микрометеоритах); вероятнее всего, все эти органические материалы пришли из внешней околосолнечной туманности и (или) межзвёздной среды.

Доля органических веществ в составе метеорита озера Тагиш приближается к трём весовым процентам. Чтобы получитьобъективные результаты, геологи задействовали в опытах сразу четыре найденных в Канаде фрагмента метеороида.

Измерения показали, что состав органической части вещества метеорита изменяется в очень широких пределах. «Концентрация некоторых аминокислот в одном фрагменте может в 10–100 раз превышать их содержание в другом обломке, — уточняет коллега г-на Кэллахана Дэниел Глэвин (Daniel Glavin). — Таких колебаний мы не ожидали».

По мнению учёных, вариации состава объясняются тем, что естественные гидротермальные изменения по-разному проявлялись в разных областях «материнского» астероида, осколки которого достигли Земли. Если подобная изменчивость окажется распространённым явлением, задача специалистов, занятых поисками биомолекул в метеоритах и выдвигающих гипотезы о зарождении жизни, усложнится. «В биохимических реакциях очень важна концентрация веществ, — говорит Майкл Кэллахан. — Следовательно, выводы, сделанные по результатам анализа одного фрагмента метеорита, могут оказаться совершенно неверными».

Полная версия отчёта опубликована в журнале Science; текст статьи можно скачать отсюда.