Суббота
20.04.2024

Главная » 2014 » Апрель » 27 » Ледяной Энцелад скрывает водный океан
    Ледяной Энцелад скрывает водный океан

Планетологи обнаружили под южным полюсом Энцелада, спутника Сатурна, водный океан. Это открытие объясняет гейзеры над поверхностью Энцелада. Таким образом, к настоящему моменту ученые нашли в Солнечной системе четыре небесных тела с жидкой водой.

В 2005 году зонд НАСА Cassini сфотографировал столб водяного пара и льда, взлетающий с поверхности южного полюса на высоту 500 километров. Расчеты ученых показывают, что вероятный источник этого явления – это 10-километровый слой воды, спрятанный подо льдом толщиной 30-40 км. Этот водоем глубок, как Марианская впадина, и дает надежду на обнаружение внеземной жизни. Притяжение Сатурна создает глубоко внутри Энцелада мощные приливы, в результате которых часть воды выходит через трещины в поверхности спутника. Эта вода содержит органические молекулы и другие простейшие элементы, необходимые для зарождения жизни. К настоящему времени Cassini зафиксировал 101 случай выброса таких струй.

Водяные гейзеры Энцелада, сфотографированные зондом Cassini

Планетологи нашли океан, изучая мельчайшие гравитационные аномалии во время пролетов космического аппарата Cassini мимо Энцелада.

Серия измерений гравитационных аномалий была проведена между 2010 и 2012 годами во время трех пролетов Cassini рядом с Энцеладом. Два пролета были осуществлены на южным полюсом спутника, а один над северным. Исследователи ожидали увидеть более слабое гравитационное поле на южном полюсе, но оно было сильнее, чем предполагал рельеф местности. Разницу между прогнозируемой и наблюдаемой гравитацией может объяснить лишь присутствие чего-то более плотного, чем лед. Единственное, что это может быть, по мнению ученых НАСА, – жидкая вода.

Реконструкция облика Энцелада, спутника Сатурна. Внутри Энцелада находится каменное ядро диаметром 400 км, над ним океан из жидкой воды, а сверху спутник покрыт слоем льда толщиной 30-40 км

Новая модель строения Энцелада предполагает наличие каменного ядра диаметром 400 км. Ядро омывается водой полностью или в виде локального океана вблизи южного полюса. Сверху Энцелад покрыт толстой ледяной оболочкой.

Один из самых важных вопросов: как долго существует океан на Энцеладе. От ответа на этот вопрос зависит вероятность зарождения жизни.

Возможно, океан на Энцеладе существует с момента рождения Солнечной системы. В этом случае вероятность того, что он обитаем высока. Однако, Энцелад находится на расстоянии почти 1,5 миллиарда километров от Солнца и температура на поверхности спутника опускается до -200 градусов Цельсия. Возможно, океан регулярно замерзает и возникновение жизни в таком случае маловероятно.

Планетолог Кэролин Порко из Института космических наук в Боулдере считает, что океан Энцелада может подогреваться приливными силами. Кэролин Порко и ее коллеги подсчитали, что вода поднимается из океана к поверхности около недели, и движение воды предохраняет от замерзания трещины диаметром не менее 1 м. Водяной пар конденсируется на высоте до 30 метров от выхода трещин на поверхность, благодаря чему разломы во льду защищены от замерзания.

Обнаружение воды на Энцеладе является значительным научным открытием. Если миссия Cassini сохранит финансирование, в будущем году зонд попытается пролететь мимо Энцелада еще 3 раза. Один из пролетов будет включать проход сквозь шлейф пара из гейзера. Это даст возможность изучить состав материалов, выбрасываемых из океана Энцелада. Кроме того, инфракрасные датчики на борту Cassini позволят обнаружить тепловые следы разломов на поверхности льда.

Также, в настоящее время астробиолог Кристофер Маккей из исследовательского центра Эймса НАСА совместно с коллегами из Японии работает над концепцией миссии по возвращению образцов вещества из гейзеров Энцелада на Землю. Однако в ближайшей перспективе миссия на Энцелад скорее всего не будет осуществлена. Под давлением со стороны Конгресса США, НАСА вынуждено вкладывать средства в подготовку миссии к спутнику Юпитера Европе.