Четверг
25.04.2024

Главная » 2010 » Сентябрь » 13 » Когда черные дыры краснеют, они убивают галактики
    Когда черные дыры краснеют, они убивают галактики

Массивные чёрные дыры могут лишать жизни галактики, вырывая их жизненно важную газовую сущность, оставляя багровые галактические жертвы разбросанными по всей вселенной. Пока вина окончательно не доказана, новое исследование указывает на то, что эти чёрные дыры обладают всеми признаками для совершения жестокого преступления.

Известно, что сверхмассивные чёрные дыры в центре большинства галактик иногда испускают мощное излучение. Но никто не мог предположить, насколько это распространено.

Фотографии вселенной не дают достаточной информации, чтобы определить это, потому что активность чёрных дыр периодична, и предположительно зависит от того, сколько материи имеется вокруг для их питания.

Теперь группа астрономов составила хронику активности, заглянув глубоко в историю космоса, при помощи орбитального телескопа Чандра, который фиксирует рентгеновское излучение, исходящее от чёрных дыр, а так же благодаря фотографиям телескопа Хаббл, который изучает их материнские галактики. Предыдущие наблюдения с использованием менее чувствительных инструментов не могли обнаружить слабые удалённые источники, которые видят Чандра и Хаббл. Сейчас в арсенале учёных есть галактики, достигающие 13 миллиардов световых лет.

Учёные рассчитали, что как минимум одна треть из всех крупных галактик содержит сверхмассивную чёрную дыру, излучающую приблизительно в 10 миллиардов раз больше энергии, чем солнце, за период около миллиарда лет.

Такая активность излучает достаточно энергии, чтобы раскалить галактический газ и вырвать его прямо из галактики. Звёзды рождаются только в облаках холодного газа, следовательно, такие галактики по сути мёртвые, в них преобладают старые красные звёзды вместо ярких голубых молодых звёзд, которые украшают полную жизни спиральную галактику, такую как Млечный Путь.

Чёрные дыры могут быть ответственны за множество мёртвых красных галактик, которые мы встречаем во вселенной. Большинство из них предположительно образовывались в результате столкновения галактик, это могло способствовать питанию центральных чёрных дыр слившихся галактик, и активировать их смертельные рентгеновские лучи. Жестокие чёрные дыры могут также объяснить существование отдельных линзовидных галактик, которых, по всей видимости, миновали крупные столкновения.

Мощный поток из сверхмассивной чёрной дыры разрушает соседнюю галактику в системе под названием 3C321. (Фото: NASA/CXC/CfA/D.Evans et al.; Optical/UV: NASA/STScI; Radio: NSF/VLA/CfA/D.Evans et al., STFC/JBO/MERLIN)

На сайте телескопа "Чандра" опубликованы результаты исследования объекта 3C 321, который представляет собой систему из двух галактик, вращающихся вокруг общего центра масс. Необычной особенностью системы является то, что из центра большей из галактик вырывается мощный поток рентгеновских и гамма-лучей, врезающихся во вторую галактику.

Поток несет в себе огромное количество энергии и может заметно влиять на встречающиеся на его пути объекты, включая звезды и планеты. Если на пути потока вдруг попадется обитаемая планета, жизнь на ней, скорее всего погибнет.

Приведенная иллюстрация получена наложением снимков орбитальных обсерваторий "Хаббл", "Чандра", "Спитцер", а также наземных радиотелескопов. Пурпурным цветом показано зафиксированное "Чандрой" рентгеновское излучение, свидетельствующее о наличии в центрах галактик сверхмассивных черных дыр. Красным и оранжевым показано зафиксированное "Хабблом" видимое и ультрафиолетовое излучение звезд. Синий цвет показывает поток энергии, который ударяет в край меньшей галактики, частично рассеивается и отклоняется в сторону, окончательно исчезая только на расстоянии 850000 световых лет от галактик.

Более отчетливо процесс показан на рисунке. Предполагается, что процесс контакта потока излучения и меньшей галактики начался около миллиона лет назад, то есть не очень давно по космическим меркам. Астрономы считают, что подобные явления весьма редки и заслуживают тщательного изучения.

Просмотров: 556 | Добавил: Seveliya |