26.04.2024

Главная » 2010 » Июль » 10 » Комета Галлея оказалась пришельцем из другой звездной системы
    Комета Галлея оказалась пришельцем из другой звездной системы

Значительная часть комет, включая знаменитую комету Галлея, являются объектами из других звездных систем. Таковы выводы астрономов из Канады, США и Франции.

Международная группа ученых представила на страницах журнала Science результаты моделирования так называемого облака Оорта— окружающей Солнечную систему сферы из пыли и частиц различного размера, вплоть до небольших астероидов и кометных ядер.

Из этих результатов следует, что находящееся на значительном расстоянии от Солнца вещество является не только остатками газопылевого диска, из которого образовались планеты, а еще и частично позаимствовано у других звездных систем.

За пределами доступного

В настоящее время человечество обследовало при помощи автоматических межпланетных станций пространство вплоть до Нептуна и его спутников. Все небесные тела, которые находятся еще дальше, пока что в большинстве своем практически недоступны для исследований.

До Плутона уже слишком далеко: даже один из лучших инструментов в истории – космический телескоп «Хаббл» пригоден лишь для составления очень грубой и приблизительной карты поверхности этого объекта. В 2016 году к Плутону прибудет зонд New Horizons для изучения небесного тела с близкого расстояния, но это отнюдь не будет значить, что люди сфотографировали всю Солнечную систему.

Еще дальше лежит пояс Койпера, второе астероидное кольцо. Хаумеа, Варуна, Макемаке, Квавар, Седна— все эти малые планеты представляют именно пояс Койпера, а о их ландшафте еще долгое время ничего известно не будет. Но и это еще далеко не рубеж нашей звездной системы.

За поясом Койпера расположена как гелиопауза (область, где поток заряженных частиц от Солнца сталкивается с межзвездной плазмой, в определенном смысле это уже граница Солнечной системы), так и облако Оорта.

Масштабы облака, которое по большей части обнаруживает себя лишь косвенно (в телескопы разглядеть ничего не удается), впечатляют. Его радиус достигает одного светового года — солнечному свету требуется год на то, чтобы добраться до его внешнего края. Если бы Солнечную систему уменьшили до таких размеров, что Земля оказалась бы в одном метре от Солнца (и при этом нашу планету можно было бы разглядеть только через хорошую лупу) — до границ облака Оорта было бы сто километров!

Но если облако Оорта так далеко, что его не видно— откуда астрономы о нем знают? Ответ на этот вопрос дают кометы, которые обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам и большую часть времени проводят именно вдали от Солнца.

Облако Оорта рассматривается учеными как один из основных источников комет, но вот откуда они взялись в самом облаке? По одной из версий, которую оспаривают авторы статьи в Science, кометы в облако были выброшены из формирующейся Солнечной системы за счет гравитационного воздействия планет-гигантов. И хотя это звучит вполне убедительно, ряд наблюдений указывает на то, что комет в облаке Оорта слишком много для того, чтобы подтвердить гипотезу «изгнания Юпитером».
    Так далеко, что даже близко

Один световой год— это всего 1/4 от расстояния до соседней звезды, Проксимы Центавра. И это в наши дни, когда наше светило вполне можно рассматривать как одиночную звезду. Раньше, когда Солнечная система только формировалась, эти расстояния были еще меньше— а из этого, в свою очередь, следует уже возможность межзвездных перелетов комет.

Из облака Оорта происходит комета Галлея и комета Хейла-Боппа, самая яркая комета XX века, посетившая окрестности Солнца в 1995 году.

Проведенные исследователями вычисления показали, что гравитация Солнца вполне могла захватывать те кометы, которые отдалялись от соседних звезд на слишком большое расстояние. Причем далеко не в единичных случаях (единичные захваты не исключались астрономами и раньше), а в массовом порядке.

Вплоть до 90% комет из облака Оорта могут происходить из других звездных систем. Именно эта оценка стала одним из главных поводов для публикации в одном из двух научных журналов (Science и Nature). Так как кометы внесли некоторый вклад в формирование атмосферы и океанов Земли, из открытия ученых следует и в определенном смысле слова «межзвездное» происхождение нашей биосферы!

www.gzt.ru