19.04.2024

23242526272829
3031

Главная » 2011 » Май » 15 » Не как все: Искажения орбиты
    Не как все: Искажения орбиты

Мало-помалу гравитационное влияние далекого массивного тела может выводить планету на ретроградную орбиту

Какими бы разными ни были планеты Солнечной системы, у них есть одно общее свойство: все они вращаются в одном направлении – и вокруг собственной оси, и вокруг самой звезды. Но такое наблюдается далеко не везде во Вселенной, порой весьма озадачивая астрономов.

В самом деле, считается, что и звезды, и их планеты происходят из поначалу единого, вращавшегося газопылевого диска. Как следствие, и вращаться все они должны, сохраняя движение диска, в общем направлении.

Тем удивительнее было обнаружение у далеких звезд крупных планет, газовых гигантов, вращающихся ровно наоборот, на т.н. «ретроградных» орбитах. Первый такой «юпитер» был найден лишь в 2009 г., мы писали об открытии в заметке «Планеты-диссиденты».

Был высказан ряд предположений, объясняющих это необычное свойство. Одно из них исследовала в новом теоретическом исследовании группа Смадары Наоз (Smadar Naoz). Они отталкивались от того, что изначально вращавшаяся «как все» планета испытывает заметное влияние находящегося неподалеку массивного тела – либо очень крупной планеты, либо звезды, коричневого карлика, пока не замеченной наблюдениями. В рассмотренном сценарии это влияние постепенно все более вытягивало орбиту планеты под углом к экваториальной плоскости звезды – и в конце концов она стала двигаться в обратном направлении.

«Влияние слабо, но зато действует чрезвычайно долго», - поясняет Смадара Наоз. Проведенное ее командой компьютерное моделирование процесса показало, что такой механизм вполне подходит для объяснения примерно половины известных на сегодня случаев с «ретроградными» орбитами газовых гигантов. Для подтверждения версии остается главное и самое надежное – найти и наблюдать те самые невидимые тела, оказывающие необходимое гравитационное влияние.

По публикации ScienceNOW