Вторник
23.04.2024

Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » Приезжие: Планета из другой галактики
    Приезжие: Планета из другой галактики

Обнаружена планета, вращающаяся вокруг звезды, которая лишь недавно прибыла в нашу галактику.

Находка сделана благодаря 2,2-метровому телескопу расположенной в Чили европейской обсерватории ESO. Как и большинство известных нам экзопланет, новая является газовым великаном наподобие Юпитера.

Ее материнская звезда уже приближается к концу своего существования и даже пережила стадию красного гиганта, которую планета чудом пережила – примерно такая же судьба ожидает и нашу собственную Землю (читайте: «Последние дни Земли»).

Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

За последние 15 лет совершилась настоящая революция в методах обнаружения далеких экзопланет, и сегодня нам известны уже сотни планет, вращающихся вокруг различных звезд Млечного Пути. Но ни одной – у звезды из другой галактики; уж слишком далеко они находятся. Так что недавняя находка по-настоящему удачна: благодаря тому, что сама звезда попала к нам из другой галактики, мы можем рассмотреть и ее планету. Звезда является лишь одной из масштабного звездного потока Хельми, группы, поглощение которой Млечным Путем началось где-то 6-9 млрд. лет назад.

Сама звезда HIP 13044 расположена в 2 тыс. световых годах от Земли, в южном созвездии Печь. Слабое колебание HIP 13044 под действием притяжения вращающейся крупной планеты (примерно в 1,25 раза крупнее Юпитера) и позволило ее обнаружить. HIP 13044 – звезда очень старая и практически уже мертвая. Ее внутренние запасы термоядерного топлива исчерпаны, она уже распухла огромным пузырем красного гиганта – и переживает следующую фазу сжатия, которая сопровождается временным возобновлением реакций в ее недрах. У таких старых звезд планет до сих пор не было обнаружено ни одной.

Планета HIP 13044 b вращается очень близко к звезде, на максимальном приближении дистанция между ними меньше размеров самой звезды и составляет примерно 5,5% расстояния от Земли до Солнца. Полный оборот по своей траектории она совершает за 16,2 земных дня – судя по всему, некогда планета была от звезды намного дальше, и год здесь длился дольше, но все изменилось как раз в период, когда HIP 13044 переживала фазу красного гиганта.

Снимок области неба, центированный на экзопланете HIP 13044 b

Если б планета располагалась хоть немного ближе, судьба ее была бы незавидна – судя по необычно высокой скорости вращения звезды, она-таки поглотила несколько близких планет. Впрочем, этим испытания планеты HIP 13044 b не заканчиваются. Спустя некоторое время звезда снова перейдет к фазе расширения, и тогда, скорее всего, поглотит и эту крупную планету.

По пресс-релизу ESO