Среда
24.04.2024

Главная » 2010 » Июнь » 25 » Странные радиоволны из соседней галактики
    Странные радиоволны из соседней галактики

«Мы не знаем, что это» – признает Том Макслоу (Tom Muxlow) из центра астрофизики Джодрелл-Бэнк (Jodrell Bank Centre for Astrophysics) в Великобритании.

Впервые странное явление было замечено еще в мае прошлого года, когда Макслоу и его коллеги исследовали взрыв звезды в галактике M82 в созвездии Большая Медведица при помощи сети телескопов MERLIN.

Внимание ученых привлекло яркое пятно, означавшее источник излучения радиоволн. Необычным это пятно показалось потому, что возникло из ниоткуда за несколько дней – слишком мало для какого-либо известного явления.

Яркое пятно уж точно не было сверхновой звездой, ведь в таком случае выброс энергии угасал бы на протяжении нескольких месяцев, при этом спектр излучения тоже менялся бы со временем. В свою очередь, обнаруженный источник радиоволн ведет себя совсем по-другому: кажется, его структура практически не изменилась за прошедший год.

Кроме того, явление движется, причем очень быстро – в четыре раза быстрее скорости света.  Такая сверхсветовая скорость уже наблюдалась учеными ранее в джетах, или, другими словами, в струях материи, выбрасываемых черными дырами. Правда, в таких случаях скорость лишь кажется сверхсветовой: поскольку наблюдаемые джеты движутся по направлению к Земле под небольшим углом со скоростью, близкой к скорости света, вследствие действия закона относительности создается иллюзия сверхсветового движения.

Может ли объект быть черной дырой? Эта возможность рассматривается как маловероятная, поскольку объект находится не в центре M82, то есть, не в той области, в которой ученые ожидали бы обнаружить сверхмассивную черную дыру.

С другой стороны, явление частично напоминает микроквазар – двойную звездную систему, состоящую из черной дыры, по массе в 10-20 раз превосходящей наше Солнце, и звезды- компаньона. Как и обнаруженное явление, микроквазары излучают радиоволны. Правда, ни один из наблюдаемых ранее микроквазаров не может сравниться с обнаруженным в M82 объектом по интенсивности излучения. Кроме того, для микроквазаров характерно наличие рентгеновского излучения, чего не скажешь об обнаруженном явлении.

По мнению Тома Макслоу, наиболее разумным объяснением о природе объекта в M82, все же, может быть очень массивная черная дыра, черная дыра в нехарактерной для себя среде, или какой-либо другой сверхплотный объект. Вероятно, подобные явления имеют место и в нашей галактике, но для M82 оно стало более характерным вследствие происходящего в ее пределах мощного звездообразования.

Доклад о необычном источнике излучения был представлен Томом Макслоу 14 апреля на заседании Королевского Астрономического Общества в Глазго. Возможно теперь, когда объектом заинтересовались в более обширных кругах ученых, его природа и происхождение будут разгаданы.

Источник: ufo.ck.ua