19.04.2024

Главная » 2010 » Март » 13 » Тёмная энергия и ОТО получили подтверждение вселенского масштаба
    Тёмная энергия и ОТО получили подтверждение вселенского масштаба

Общая теория относительности, равно как существование тёмной энергии, нашли ещё один весомый довод в свою пользу. Об успехе рассказали астрофизики из университетов Принстона и Цюриха.

Учёные использовали данные о местоположении, скорости и форме 70 тысяч далёких (до 3,5 млрд световых лет) галактик, полученные проектом Sloan Digital Sky Survey. Различные теории гравитации по разному прогнозируют отличия в её проявлении на больших и малых масштабах, эффект гравитационного линзирования, эволюцию галактик, их собственный рост и стремление собираться в кластеры.

Каждый из этих параметров по отдельности недостаточен, чтобы выбрать одну из гипотез, но авторы работы вычислили совокупный показатель EG, характеризующий линзирование, рост галактик и кластеризацию. Измеренное на масштабе в десятки мегапарсек значение EG — 0,39±0,06 — хорошо согласуется с предсказываемым по теории Эйнштейна (около 0,4). (Детали — в статье Nature.)

Другие теории гравитации, обходящиеся без тёмной энергии для объяснения наблюдаемых процессов (ускорения разбегания галактик в частности), либо заметно отклоняются от этого значения (и потому требуют "ремонта"), либо предсказывают похожую величину, но всё же нуждаются в уточнении. Так что пока ОТО устояла.

ОТО уже была дважды <a href="http://www.membrana.ru/lenta/?8381">проверена пульсаром</a> и один раз <a href="http://www.membrana.ru/articles/global/2007/04/17/182200.html">Землёй</a>.<br></br>Узнайте также, как был <a href="http://www.membrana.ru/lenta/?9814">подтверждён эйнштейновский взгляд</a> на пространство, как <a href="http://www.membrana.ru/lenta/?8890">проверили</a> самую знаменитую в мире формулу и познакомьтёсь со <a href="http://www.membrana.ru/articles/global/2007/01/10/190100.html">скоплениями тёмной материи</a>, <a href="http://www.membrana.ru/lenta/?8769">"волосом из бороды Бога"</a> и "тёмным потоком" – <a href="http://www.membrana.ru/articles/inventions/2009/11/18/174000.html">утечкой галактик</a>, приоткрывающей дверь в мультивселенную. На рисунке показаны скопления галактик на карте Вселенной (иллюстрация M. Blanton/ Sloan Digital Sky Survey).

ОТО уже была дважды проверена пульсаром и один раз Землёй.

В то же время, напоминают учёные, бесповоротный вердикт выносить рано, поскольку и альтернативные теории продолжают эволюционировать, и EG ещё не раз можно будет уточнить.

Комментировавшая новую работу космолог Алекси Лото (Alexie Leauthaud) из национальной лаборатории Лоуренса в Беркли объяснила выбор так: "Либо мы найдём общую теорию относительности неправильной, либо обнаружим новый тип физики, чтобы объяснить тёмную энергию. Нам предстоит смена парадигмы, в любом случае".

Источник: Nature