Вторник
23.04.2024

Главная » 2011 » Октябрь » 18 » Вселенная фундаментально асимметрична
    Вселенная фундаментально асимметрична

Вращение Млечного Пути в миллионы раз сильнее влияет на нашу планету, нежели собственное вращение Земли

Черные дыры, родившиеся в 80-х годах прошлого века как сленг астрофизиков и космологов, на рубеже нового миллениума стали наблюдаемой реальностью. Однако сами дыры по определению излучения никакого из себя не выпускают – настолько мощная в них гравитация.

Любые энергетические потоки из этих космических тел «закупорены» в силу гигантской массы, превышающей миллиарды солнечных масс (Мс). Недавно опубликованы результаты совместных исследований, проведенных с помощью европейского очень большого телескопа (VLT – Very Large Telescope) и рентгеновской космической обсерватории XMM-Newton (Х – означает рентгеновские лучи).

Ученые детально изучили более 600 активных галактик, в «сердце» которых бьются супермассивные черные дыры. В центре нашего Млечного Пути черная дыра спокойная, однако ее «сестры» в молодых скоплениях звезд активно поглощают вещество. При этом испускаются интенсивные потоки излучений.

Интригующий ученых вопрос заключается в источниках падающего на черные дыры вещества, которое вызывает самые настоящие взрывы галактических ядер. До самого последнего времени астрономы полагали, что ядра «включаются» при слиянии двух галактик, проходящих рядом друг с другом. Однако новые данные скорее всего говорят о том, что подобная упрощенная картина не совсем верна.

Очень ярких, буквально сверкающих, подобно, бриллиантам на черном небесном «бархате» ядер среди шести сотен изученных объектов было мало. Основное количество галактик на протяжении последних 11 млрд. лет излучало со средней интенсивностью, о чем можно судить по умеренному рентгеновскому излучению. Удаленность галактик от нас замерялась с помощью наземного телескопа. Удалось получить 3D-карту расположения активных галактик и показать, что они не сливались с другими. Карта также позволила увидеть историческое изменение распределения небесных объектов по мере «старения» Вселенной на протяжении более чем десятка миллиардов лет. Не учитывались только первые три миллиарда после Большого взрыва.

«По всей видимости, черные дыры «питаются» за счет процессов, протекающих в самих галактиках, например взрывов звезд, или блазаров (starbursts), – заявил по этому поводу А.Финогенов, руководитель работы. – Даже в отдаленном прошлом, более 11 миллиардов лет назад, столкновения галактик составляли ничтожный процент умеренно ярких галактик. В наше время галактики значительно сближены друг с другом, поэтому их слияния должны быть чаще, но новые удивительные результаты не подтверждают это». Результаты работы группы Финогенова были опубликованы в Тhe Astrophysical Journal.

Между тем физики видят в просторах Вселенной подтверждения своих теорий. Сначала выяснилось, что число левозакрученных частиц, вылетающих из ядра при бета-распаде, не совпадает с количеством правозакрученных. И вот теперь сотрудники Мичиганского университета нашли нарушение зеркальной симметрии и в космосе.

С этой целью они каталогизировали направление вращения-ротации десятков тысяч спирально закрученных галактик, одной из которых является наша – Млечный Путь. Выяснилось, что левозакрученных примерно на 7% больше. Наличие пространственных «преференций», о чем сообщили Physics Letters B, прослежено на расстоянии 600 млн. световых лет.

Существование правозакрученной формы спиральных галактик свидетельствует, по мнению ученых, что характер Большого взрыва был более сложным, нежели полагали до сих пор. Уже с самого начала народившаяся Вселенная не была идеально сферической, и ее исходная ротация сохранилась в форме спиралей.

«Вселенная фундаментально асимметрична», – считает Марк Хэдли из университета британского Уорвика. Результаты, полученные в его лаборатории, свидетельствуют о том, что на гравитационное поле Земли и Солнца оказывает свое действие вращение Вселенной. Скорость и угловой момент «спиннинга» подобного масштаба создают искажение локального пространства-времени.

Вращение (spin) Млечного Пути в миллионы раз сильнее влияет на нашу планету, нежели собственное вращение Земли. В статье английских ученых ставится вопрос о величине галактического воздействия, проявляющегося в экспериментальных наблюдениях в том же Большом адронном коллайдере (LHC) в ЦЕРНе.

Все это не так уж оторвано и от земной жизни. Хорошо известно, что в состав наших протеинов входят только левовращающие аминокислоты, а в состав нуклеиновых кислот – правовращающие сахара. Вращают они плоскость поляризации света. Это явление оптической изомерии открыл еще в 1848 году Луи Пастер. С той поры феномен хиральности (от греч. «хирос» – кисть руки) вызывает ожесточенные споры, но решения его не найдено. Сам Пастер видел его истоки именно в космических глубинах, полагая, правда, что на это как-то влияет свет Солнца. Теперь, похоже, впервые появилась возможность поверить хиральность количественно, оцифровать ее в масштабе Вселенной.

Просмотров: 847 | Добавил: Freyja |