Тайны. века. Энергия и власть
Удивительно, но попасть в Шамбалу, легендарную обитель Духа, и постичь великие истины стремились не только идеалисты и мечтатели. Прорваться туда пытались и авантюристы, люди с различной идеологией - и подчас со вполне прикладными целями. Георгий РИЗЕН
Классический дуализм бытия и сознания на протяжении всей истории человечества заставлял беспокойных исследователей пускаться в путь. Либо за сокровищами мира материального - эти охотники отправлялись на поиски Эльдорадо и Клондайков во всех уголках планеты, либо за ценностями великих истин - таковым идеалистам грезились врата сказочной страны Духа. Из всех мифологических царств, в которых, возможно, находятся ключи от мирового господства, особую популярность даже в массовом восприятии получила в минувшем столетии загадочная страна Шамбала.
Где только не пытались ее искать - от современной территории Сирии до монгольской пустыни Гоби. Однако большинство авторов, от древних до современных, помещают кладезь божественного присутствия на тибетское высокогорье.
Существующая совокупность сведений о некоторых попытках проникнуть в царство истинного знания являет собой симбиоз более или менее проверенных фактов и откровенного вымысла, что не позволяет превратить хроники конспиративных деяний в стройную историческую картину.
Впервые Шамбала упоминается в классическом буддистском тексте Х века. При этом уже легенды тех далеких времен изобилуют вариантами местоположения страны вселенской мудрости. Сходятся последователи Гаутамы в том, что тотальная победа сил добра выразится в появлении Пятого Будды - Майтрейи после битвы, которую выиграет Ригдэн Джапо, 25-й царь Шамбалы. Этот сюжет для буддистских художников является хрестоматийным. Поэтому танка (не путать эти художественные свитки, своего рода буддистские иконы, с лаконичными японскими откровениями) являют некое образное представление для не вооруженного сердечным видением глаза.
Ну а для внедрения самой идеи Шамбалы в общественное сознание европейцев и пробуждения интереса к месту маловедомых деяний Великих Учителей человечества активно потрудились такие известные в эзотерических кругах фигуры, как Елена Блаватская, Алиса Бейли и супружеская чета Рерихов. Своими теософскими построениями они подвели теоретическую базу для политических авантюристов ХХ века, которые бросились к вершинам Тибета, чтобы найти возможные инструменты мирового господства. Стоит еще раз подчеркнуть, что, дабы избежать непреднамеренного мифотворчества, все данные об экспедициях в Шамбалу представителей двух главных тоталитарных держав минувшего столетия - Советского Союза и гитлеровской Германии - необходимо препарировать критическим осмыслением. При этом вопрос, зачем коммунистам и нацистам было так важно найти вход в Шамбалу, при некоторой его парадоксальности все же кажется риторическим. Любая осуществленная власть ценна сама для себя, она не брезгует ничем для своего продления на «тысячелетия» - независимо от идеологических установок.
Тибетский вариант
В 1924 году по весьма кружному маршруту стартовала экспедиция под водительством художника и основателя Агни-йоги Николая Рериха. Трудно сказать об истинных целях тура, организованного при участии американского капитала, но то, что художественные и этнографические задачи не были единственными, однозначно. Конечно, самого Николая Константиновича можно назвать психонавтом, если вспомнить более поздний термин, который придумал отец голливудской примы Умы, знаменитый пропагандист буддизма, профессор-тибетолог Роберт Турман. Но большинство участников похода решали поставленные красной Москвой политические задачи. Согласно замыслам большевиков неугодного Советам Далай-ламу ХIII необходимо было свергнуть, а в ходе спровоцированных беспорядков привести к власти дружественный тибетский режим. Идея экспорта революции была еще не забыта и проявлялась самым экзотическим образом.
Присутствие в составе участников под видом буддистского монаха Якова Блюмкина не должно удивлять. Думается, что подключить Блюмкина к рериховскому походу решил главный эзотерик большевиков руководитель пара-психологической лаборатории Главного политического управления (а также один из основателей ГУЛАГа)Глеб Бокий, но наш герой преследовал и свои собственные цели.
Когда информация о деятелях коммунистического переворота стала более доступной, пусть и далеко не всегда проверенной, известный роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» перестал восприниматься исключительно как фантасмагория.
Чтобы разобраться с мотивами столь активного движения Якова Блюмкина за секретами Махатм, стоит обратиться к биографии чекиста-авантюриста. А она сама по себе достойна попадания в ЖЗЛ. За свою короткую жизнь, менее 30 лет, Блюмкин успел поучаствовать во множестве ярких событий, которые, впрочем, эпоха перелома общественного уклада, выпавшая на начало ХХ века, предлагала в избытке.
Симха-Янкев Гершевич Блюмкин родился в 1900 году в Одессе (по другим данным, на пару лет раньше и под Черниговом). Политическую карьеру начал как участник еврейских отрядов самообороны против погромов, а в 1917 году был уже агитатором, бойцом и экспроприатором с эсеровским членским билетом. Далее по заданию левого крыла партии был командирован в Москву, где возглавил отдел ВЧК по борьбе с международным шпионажем, а затем выполнял различные крайне рискованные поручения новой власти.
Участие в убийстве германского посланника Мирбаха, создании Иранской коммунистической партии, командовании боями против отрядов барона Унгерна - лишь некоторые эпизоды кроваво-красочной карьеры, ход которой нередко оказывался под угрозой внезапного прекращения. Блюмкина не раз могли расстрелять и большевики, и бывшие свои, так как во всех делах он руководствовался лишь одному ему ведомыми принципами. Для истинного авантюриста внешние условия, режимы и организации являются лишь необходимым антуражем.
По окончании Гражданской войны Блюмкин вступил в РКП(б), на факультете Востока в Академии Генштаба превратился в полиглота, изучив арабский, турецкий, монгольский и китайский языки. Эти знания определенно пригодились ему во время Центрально-Азиатской экспедиции. А для реализации дальнейших собственных затей важную роль сыграли доверительные отношения с Дзержинским и Троцким. Став протеже Железного Феликса, в 1921 году Яков перекрыл канал утечки драгоценностей из Гохрана через Эстонию на Запад. Кстати, ревельский эпизод едва ли не полностью лег в основу романа Юлиана Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Если учесть, что Блюмкин имел агентурные псевдонимы Исаев и Владимиров, а год его рождения и знак зодиака совпадали с соответствующими данными главного героя шпионской эпопеи Семёнова, то не остается сомнений, что Блюмкин послужил в качестве одного из главных прототипов легендарного советского разведчика Штирлица.
И вот такая незаурядная личность в 1925 году в Индии присоединяется к команде Николая Рериха. Какие же цели преследует загримированный в монгольского ламу Яков Блюмкин? Помимо решения обычных разведывательных задач советский лазутчик, знакомый с трудами востоковеда Александра Барченко, надеялся найти местоположение легендарной Шамбалы, научному и художественному обоснованию реальности которой посвятило себя и семейство Рерихов. Удалось ли экспедиции решить главную задачу, сказать пока невозможно: отчеты и по сей день скрыты в архивах спецслужб. Зато известно, что участникам похода не удалось выполнить политическое задание: Лхаса не пошла на контакт ни с Москвой, ни с западными буддистами.
Впрочем, на определенную результативность экспедиции косвенно могут указывать и тщательное охранение любой информации об этом путешествии, и последующие вояжи в тибетско-гималайский регион немецких ученых, еще одной советской экспедиции и уже в наше время коллектива известного башкирского офтальмолога Эрнста Мулдашева, чьи сообщения время от времени вновь будоражат искателей Шамбалы новыми надеждами.
А что же главные герои похода середины 20-х годов ХХ века? Николай Рерих со временем перестал отождествлять идеалы Майтрейи и коммунизма, о «махатме Ленине» больше не заикался, а со сталинским режимом контактов не имел. Яков Блюмкин после работы в Монголии и на Ближнем Востоке возвратился в Москву и был расстрелян в 1929 году как троцкист. Был ли он допущен к сокровенным знаниям, произошла ли реинкарнация авантюриста, сказать мы не можем. Непосвященным не дано.
Авантюристы свастики
Склонные к оккультизму вожди Третьего рейха тоже вынашивали планы «дранга нах Тибет». Помимо того что «крыша мира» находилась на тот момент под контролем британского льва и естественным образом вызывала аппетит германского милитаризма в борьбе за колонии, имели место еще и некие идейные мотивы. Ведь в мешанине гитлеровских построений, обосновывающих «его борьбу», находилось место и сверхчеловеку, ведущему свой род из общеарийского котла, и завуалированным буддистским практикам, с помощью которых мировое господство могло бы быть достигнуто не только кроваво-технологическим путем. Даже светлый солярный символ - свастика - был переосмыслен дизайнерами от национал-социализма и превращен в зловещий хакенкройц, один вид которого заставлял содрогаться миллионы людей в ходе Второй мировой войны.
По некоторым данным, последователи Шакьямуни и немецкие реваншисты затеяли диалог после появления в Германии мистической организации «Туле» и Тибетского общества. А отец евразийства и геополитики социолог Карл Гаусгофер, исходя из своего видения мироустройства, наметил вектор грядущих экспедиций в Тибет и Гималаи. Среди прочих целей для быстрейшей реализации советов мудрейших Махатм планировалось организовать прямой радиомост между Берлином и Лхасой.
Походы нацистов за секретами Шамбалы были тщательно закамуфлированы, как и миссия Рериха. В первой экспедиции 1931 года, то есть еще до прихода фюрера к власти, организованной и профинансированной Соединенными Штатами, присутствовал двадцатилетний орнитолог Эрнст Шеффер, совершивший «по пути» целый ряд открытий в области ботаники, зоологии и географии. Однако позже стало известно, что он одновременно являлся и офицером СС, одной из важнейших структур нового немецкого порядка. А внутри системы «охранных отрядов», которые возглавлял рейхсфюрер Гиммлер, существовало и общество «Аненербе», ставившее в том числе задачи овладения энергиями более тонкого, чем материальный, порядка для осуществления главных нацистских планов планетарной экспансии. А где, как не в Шамбале, было искать доступ к этим энергиям?
«Аненербе» (Ahnenerbe, нем. - «наследие предков»), наряду с «Туле» и «Врил», - одна из загадочных эзотерических организаций, созданных для духовного и исторического оправдания германского национал-социализма.
Шеффер еще дважды побывал в тибетских краях. После второй совместной американо-германской экспедиции 1935 года он смог повысить свой научный статус, защитив диссертацию, и подняться по карьерной лестнице, получив чин оберштурмбанфюрера. А его путешествие в Лхасу в 1938-1939 годах, судя по некоторым источникам, оказалось наиболее результативным. В этот раз тибетский поход готовился в кулуарах «Аненербе», и состав участников был чисто немецким. В Берлин Шеффер привез личное послание
Гитлеру от тамошнего правителя с заверениями поддержки, радиосвязь была наконец установлена, а специалисты разного профиля смогли провести исследования и даже отснять кинопленку.
В своем научно-приключенческом отчете «Тайны Тибета», написанном в 1943 году, Эрнст Шеффер приводит массу страноведческого материала, но Шамбалу не упоминает нигде. Не говорит он и о политической стороне миссии. Хотя думается, что и дипломатической конкретикой, и достижением мифической страны были прежде всего озадачены другие участники экспедиции. Дальнейшая судьба ученого-авантюриста преломилась в событиях мировой войны, развязанной гитлеровским режимом, но прожил он, впрочем, до почтенного возраста. Возможно, причастность Шеффера к поиску сакральных знаний позволила ему это?
Каковы были истинные достижения немецких экспедиций в поисках Шамбалы, по-прежнему неизвестно. Если судить по полному разгрому германского национал-социализма в мае 1945 года, они оказались достаточно скромными. Применить буддистские откровения в тоталитарной политике не удалось. Одной из загадок Победы, кстати, является тот факт, что при штурме Берлина советские солдаты обнаружили трупы тибетских лам. Развал СССР в 1991 году также явил собой крушение жестко свинченной идеологической системы в условиях явного недостатка вполне материальных энергий. А судьбы авантюристов, преломленные художественным воображением, стали подспорьем для псевдоисторических книжек и эффектных блокбастеров.
Discovery №12(24) Декабрь 2010 г.
http://www.discovery-russia.ru/rubriki/?cat=47&pub=199