Приветствую Вас Гость
Суббота
16.11.2024
07:06
16.11.2024
07:06
Космопорт "Nefelana"
Форма входа |
Поиск |
Календарь |
Наш опрос |
Оцените мой сайт
1. Отлично 2. Хорошо 3. Неплохо 4. Ужасно 5. Плохо Всего ответов: 543
|
Друзья сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 203 Гостей: 203 Пользователей: 0 |
Главная » 2009 Март 10 » Волшебное зеркало пана Твардовского
Волшебное зеркало пана Твардовского | 23:40 | |
Как свидетельствует старинная польская хроника, однажды в одном из костелов произошло событие, которое потрясло современников...
Закончилась проповедь. Епископ начал благословлять верных прихожан. И вдруг... Перед самим алтарем появился настоящий чертик, с рогами, копытцами и , естественно, с мерзким хвостиком. Враг рода человеческого начал прыгать, кривляться, корчить рожи и всячески дразнить правоверных католиков. В костеле поднялся жуткий переполох. Но и крестное знамение и запах ладана не могли прогнать нечистую силу, которая откровенно издевалась и глумилась над догматами веры и святым крестом. «ВОТ ОНО, ПРОКЛЯТОЕ ЗЕРКАЛО ПАНА ТВАРДОВСКОГО!» - завопил причетник и что было сил швырнул связку ключей от храма в серебрянное зеркало, обрамленное тяжелой оправой. Железные ключи со звоном ударились в гладь зеркала. Зеркало сорвалось с гвоздя и упало на пол. В то же мгновение сгинула и нечистая сила. Видно, не случайно люди давно уже передавали друг другу шепотом, что это зеркало, когда-то принадлежало слуге дьявола пану ТВАРДОВСКОМУ, придворному магу короля СИГИЗМУНДА II АВГУСТА... Дождливой осенней ночью польский король тайно прокрался узкими улочками Кракова к одному из домов, одиноко стоящему в одном из сумеречных переулков. Низко склонился перед Сигизмундом Августом маг и чернокнижник, известный некромант пан Твардовский. Король пришел к волшебнику с просьбой.
Пан Твардовский и Черт
Еще будучи наследником польского престола и великим князем литовским, Сигизмунд страстно полюбил красавицу княжну Барбару Радзивилл. Став королем Польши, он, вопреки воле своей властной матери флорентийки Вони Сфорца, женился на любимой. Но недолгим было его семейное счастье. Через несколько лет Барбара неожиданно умерла. Горе короля было безмерно. Возможно, не без оснований он начал подозревать родную мать в отравлении его жены. Королева Бона легко и часто пользовалась ядами для достижения своих целей. В конце концов родной сын выслал ее на родину, в Италию, где старая королева, по слухам, тоже была отравлена своими завистниками и жадными родственниками из рода Сфорца.
В середине XVI столетия в Кракове существовали тайные общества некромантов. Люди верили, что они могут вызывать призраки умерших с помощью волшебных зеркал. И самым знаменитым из чернокнижников был пан Твардовский. Позже он станет любимым героем народных баллад, легенд, сказок и преданий. Великий польский поэт Адам Мицкевич увековечит его в поэме «Пан Твардовский», а великий украинский поэт Максим Рыльский осуществит не менее великолепный перевод этого шедевра... Последний из Ягеллонов упросил мага вызвать хотя бы на мгновение из царства тьмы призрак любимой... Пан Твардовский начал нашептывать страшные заклятия и внезапно сорвал черное бархатное покрывало с зеркала, освещенного трепетными свечами. Удар медного гонга. Пан Твардовский берет из золотой табакерки щепотку какого-то серого порошка и швыряет в огненную чашу.. Темный зал заполнился синим туманом. А в тумане вдруг вырастает, дрожит, колышется призрачная фигура. Женщина дивной красоты протягивает тонкие прозрачные руки к Сигизмунду Августу и что-то шепчет бескровными устами. — Барбара! — кричит пораженный король. — Любимая! Бледная красавица медленно тает в воздухе. И рыдает всемогущий король, не в силах сопротивляться вечности... Лет восемьдесят тому назад исследователи старины в одном из старых костелов случайно нашли старинное зеркало. Надпись на латинском языке; бегущая по тяжелой раме, гласила, что зеркало принадлежит пану Твардовскому, «который пользовался им во время своих магических занятий». Любопытно, что подтвердилась и легенда об ударе ключами по гладкому плесу зеркала: на серебряной поверхности заметна была большая вмятина. Ученые начали внимательно исследовать зеркало. Оказалось, что на его полированной поверхности есть замаскированные изображения, которые проявляются только при определенных условиях. Чтобы увидеть их, необходимо, во-первых, чтобы на зеркало под строго определенным углом падали лучи света, во-вторых, перед зеркалом на определенном расстоянии должна быть завеса из дыма или пара — своеобразный экран, на котором и появляется изображение. Дым клубится, растекается, и изображения кажутся живыми — они дрожат и двигаются. На зеркале пана Твардовского было два таких изображения: молодой женщины в старинном одеянии и того самого черта, который так напугал прихожан в костеле. Причем, одновременно их увидеть невозможно — каждое изображение появляется под своим определенным углом освещения. Подобные «магические зеркала» (хотя и значительно более низкого качества) когда-то знали и на Востоке. Их изучали английские исследователи Айртен и Перри. Они раскрыли некоторые их секреты. На тыльной стороне металлического зеркала наносились рельефные изображения. При определенном углу освещения и наивности дымового экрана они проявлялись, словно просвечивались сквозь толщу металла. Ученым удалось несколько прояснить технологию изготовления «магических зеркал». По их мнению, после изготовления металлической пластины зеркала и нанесения на тыльной стороне гравированного рисунка, лицевая сторона зеркала подвергалась многоразовой обработке на специальных вальках. Под большим давлением металлическая пластина изменяла свою структуру: над выпуклостями изображение уплотнялось, на полированной поверхности появлялись микроскопически малые впадины и выпуклости. Когда желаемый эффект был достигнут, мастер маскировал тыльную сторону зеркала, заливая ее расплавленным металлом. Достичь качественного изображения при такой технологии было очень трудно — «волшебными» становились одно-два зеркала из ста. В зеркале пана Твардовского поражает качество изображения, воссоздание наитоньчайших деталей, четкость. Этого нельзя было достичь с помощью слишком «грубых- методов, при помощи которых изготавливались японские «магические зеркала». Более того, изображение, которое являет зеркало Твардовского, очень напоминают... современные голограммы! Тот, кто изготовил зеркало (неизвестно, был ли этим мастером сам Твардовский), должен был быть хорошо ознакомлен с законами геометрической оптики, возможно, даже с фотохимическим методом получения припрятанных изображений и т. п. То есть сумма знаний необходимых для изготовления зеркала Твардовского значительно превышает все известное ученым XVI столетия. Неизвестный мастер-виртуоз, кроме всего прочего, был гениальным художником, потому что ему нужно было достичь портретного подобия: не только в целом воссоздать образ королевы Барбары, но и сделать его таким, чтобы Сигизмунд Август узнал возлюбленную. Из известных художников начала XVI столетия мало кто был способен на подобное. А еще сделать этот сложный портрет нужно было не кистью или резцом скульптора, а с помощью совсем других инструментов. Как это все было сделано, мы не знаем... Чрезвычайно интересное украинское древнее предание услышал в 1594 году австрийский дипломат Эрих Ляссота во время своего пребывания в Киеве. Предание гласило, что во времена великого князя киевского Ярослава Мудрого в соборе Святой Софии хранилось зеркало, с помощью которого можно было наблюдать различные события, происходящие далеко от Киева. Горожане даже показывали Эриху Ляссоте то место, где это чудесное зеркало будто бы вмуровано в стену храма. Однажды, когда Ярослав отправился в дальний поход против кочевников-степовиков, его жена Ирина — Ингигерда, взглянув в волшебную гладь зеркала, увидела своего супруга в объятиях прекрасной печенежки. Разгневанная княгиня ударила по зеркалу посохом и вдребезги разбила его... Может быть, и это зеркало из Софии Киевской было таким же, как «зеркало пана Твардовского»? Загадки зазеркалья, или зеркало пана Твардовского
Лет двести назад привратник одного из польских костелов осматривал свои владения, как вдруг перед ним прямо в воздухе возникла фигура черта. Перепуганный насмерть монах - черт в костеле! - швырнул в него связку ключей. Они громко звякнули о висевшее на стене зеркало, и черт тут же пропал... Вначале 90-х годов минувшего века мой хороший знакомый, бывший сотрудник научного отдела журнала «Техника -молодежи» Вадим Орлов, рассказал мне занятную историю. Однажды в журнал пришло письмо от учителя физики одной из сельских школ Подмосковья. Автор письма сообщал, что решил сфотографировать сам себя. Встав на расстоянии трех метров от зеркала, он взглянул на себя в видоискатель и стал наводить объектив фотоаппарата «Зоркий» на резкость с помощью встроенного оптического дальномера. Щелкнув пару раз затвором, он машинально взглянул на шкалу дальномера и обомлел: она показывала шесть метров! Получалось, что его изображение находится в глубине зеркала на расстоянии трех метров от его поверхности. Учитель преподавал школьникам оптику и знал, что его изображение в зеркале мнимое, или, как говорят сейчас - виртуальное, и такого никак быть не может! Сотрудники редакции, получив это письмо, не поленились проверить странный факт и, убедившись, что он имеет место, отослали письмо на консультацию доктору наук, известному специалисту по оптике. Ответ был обескураживавшим: доктор наук утверждал, что такое в принципе невозможно и у приславшего письмо читателя просто неисправен дальномер. Далее следовали две пояснительные записки с формулами и рисунками. Вадим Орлов, лично убедившийся в существовании этого парадокса, был в растерянности: выходит, и его фотоаппарат неисправен? Прошло несколько лет. Орлов стал работать в другом журнале - «Чудеса и приключения», и вот, когда к ним в редакцию пришло письмо аналогичного содержания, его опубликовали. Вадима возмущал тот факт, что доктор наук был настолько уверен в непогрешимости собственных знаний, что даже не удосужился взять фотоаппарат, чтобы проверить парадокс. Поскольку разговор происходил у меня дома, я тут же достал свой «Зоркий», встал в трех метрах от зеркала и тут же убедился, что дальномер показывает расстояние до моего изображения, равное шести метрам! Хоть я и не оптик, пришлось огорошить гостя фразой, что консультант журнала был тоже прав: с физической точки зрения, по моему разумению, такого быть не должно. Ведь наше отражение в зеркале действительно мнимое, поскольку не является физическим объектом. Но это не совсем верно, поскольку его можно считать как бы сотканным из лучей света: уберите внешнюю подсветку, и оно исчезнет. Пользуясь оптическим дальномером, я принимаю на разнесенной базе отраженные от него световые лучи. Но, по законом той же физики, я не могу получить отражение от несуществующего объекта! Или даже «сотканного» светом, поскольку в линейной оптике существует принцип суперпозиции: свет от одного источника не взаимодействует со светом от другого, они проходят друг друга насквозь. Но дальномер свидетельствует: что-то отражает свет в глубине зеркала! В общем, не физика, а сплошная мистика! Теперь уже мне самому пришлось озадачивать кандидатов и докторов наук этим парадоксом. Попытки его объяснения были самые разные, но одинаково неубедительные. Тем временем заинтригованный Вадим Орлов подбросил новую загадку. У одного из его приятелей-журналистов был дорогой заграничный фотоаппарат с автофокусом. Он был оснащен ультразвуковым локатором и действовал на принципе определения времени отражения ультразвука от объекта. Журналист проделал эксперимент с зеркалом и якобы получил аналогичный результат. Но на этот раз мне пришлось утверждать, что локатор неисправен, поскольку такого уж точно быть не может! Ультразвуковые волны -это волны сжатия и разряжения воздуха, поэтому, дойдя до зеркала, они просто отразятся от него, как от любого твердого препятствия и ни при каких условиях не смогут проникнуть в Зазеркалье. К сожалению, такого аппарата ни у кого из моих знакомых не было, и вопрос остался открытым. Тем не менее явление, обнаруженное подмосковным учителем, навело меня на довольно забавные способы его применения. Получалось, что изображение в Зазеркалье отнюдь не мнимое, более того, его можно вывести наружу и сделать видимым даже без наличия отражающего объекта. Например, сформировав на поверхности зеркала микропрепятствие, искажающее ход световых лучей. Поскольку их размеры могут не очень сильно превышать длину световой волны, то для наблюдателя в зеркале они будут невидимы. Однако если мы поставим перед зеркалом полупрозрачный экран, эти невидимые, или почти невидимые, изображения «проявятся» в пространстве перед зеркалом. А если оно обладает небольшой кривизной, то и в весьма увеличенном, по мере удаления от зеркала, размере. Увы, оказалось, что это явление чисто экспериментально было установлено еще несколько тысячелетий назад египетскими жрецами, и они им очень умело пользовались, поражая воображение не только простых людей, но и фараонов. О некоторых секретах оптической проекции писал еще древнегреческий философ Платон. А Пифагор, побывавший в Египте, демонстрировал ее с помощью вызванных из «царства мертвых» духов. Теперь становится понятной история, произошедшая в доме отставного французского полковника Жака Герье. Вместе с Наполеоном он побывал в египетском походе, откуда привез домой несколько сувениров, в том числе и небольшое, с тарелку, овальной формы бронзовое зеркало. Выйдя в отставку после ссылки Наполеона на остров Святой Елены, Герье вернулся в свое поместье и принялся за написание мемуаров. Египетские сувениры он закрепил у себя в кабинете на одной из стен, причем зеркало повесил достаточно высоко, чтобы у домочадцев не возникло желания в него заглянуть. Однажды, когда по случаю пятидесятилетия хозяина у него в доме собралось несколько старых друзей-ветеранов, пошли воспоминания и о египетском походе. Изрядно выпив, хозяин дома рассказал гостям историю бронзового зеркала, и гости, разумеется, захотели рассмотреть уникальный предмет поближе. В комнате царил полумрак, ее освещали лишь несколько горящих свечей, к тому же дым от курительных трубок стоял коромыслом. Поскольку зеркало было прочно закреплено и снимать его не хотелось, полковник встал, взял канделябр с тремя свечами и поднес его к зеркалу. И тут за его спиной раздался вопль ужаса: над праздничным столом возникла страшная маска какого-то египетского божества. Она возникла прямо в воздухе и была отчетливо видна всем, кроме хозяина. Когда тот отшатнулся и опустил канделябр, маска исчезла. Вечер на этом и закончился, потрясенные гости разошлись. Оставшись один, полковник, хоть и выпил лишнего, не рискнул повторить опыт. Лишь на следующий день, при свете дня и в присутствии верного слуги, он вновь поднес к зеркалу канделябр, но слуга ничего не увидел. Тогда Герье снял зеркало и внимательно его осмотрел, но также ничего любопытного не обнаружил. На всякий случай оно было отнесено на чердак, и эта история постепенно забылась. Теперь вернемся к случаю в польском костеле. Зло-вредный черт, привидевшийся монаху, имел наглость появиться там еще раньше, причем прямо во время богослужения, и его видели многие верующие. Никакие действия по изгнанию дьявола из храма не помогали, и в народе поползли нехорошие слухи, резко уменьшив число прихожан. А вот после появления перед привратником черт исчез оттуда навсегда. Лишь через 75 лет исследователи старины вспомнили об этой истории и решили в ней разобраться. Их внимание привлекло висевшее в храме на видном месте старинное, покрытое пылью металлическое зеркало. При его осмотре обнаружилась надпись, свидетельствовавшая, что некогда хозяином зеркала был герой многих польских сказаний пан Твардовский , своего рода польский колдун Меряин, живший в XVI веке и занимавшийся спиритизмом, астрологией и прочей чертовщиной. В хрониках тех лет, в частности, сообщалось, что Твардовский вызвал призрак умершей жены короля Сигизмунда II Августа. Неизменными атрибутами сеансов пана Твардовского были череп, распятие и зеркало. Но больше ничего тогда исследователи не обнаружили, и зеркало водрузили на прежнее место. Уже в XX веке вокруг исторических хроник, повествующих о пане Твардовском, снова возникли ожесточенные споры. Некоторые историки утверждали, что хитроумный пан изобрел проекционный фонарь и с его помощью вызвал образ умершей жены короля. Но из других хроник было известно, что первый проекционный фонарь запатентовал в 1799 году физик Робертсон. И он же с его помощью начал на платных сеансах «вызывать духов». Побывал этот гастролер и в России. При возвращении через Полоцк воспитатели местного иезуитского колледжа попросили его устрашить одного из воспитанников, вдруг проявившего склонность к православной вере. С помощью изобретения Робертсона пареньку продемонстрировали «душу» его отца, которую черти тащат в ад за то, что тот был православным, а не католиком. Тогда возникла дискуссия: не был ли пан Твардовский задолго до Робертсона изобретателем «волшебного фонаря»? На всякий случай еще раз тщательно осмотрели знаменитое зеркало. И обнаружили на нем выгравированные тончайшими линиями фигурки, среди которых оказался портрет королевы и изображение черта! Чтобы эти изображения «проявлялись» перед зрителями, надо было на определенном расстоянии перед зеркалом поместить свечу, а в нужном месте образовать полупрозрачный экран, например, с помощью дыма из кадильницы. Передвигая источник света и по-разному наклоняя зеркало, можно было «оживить» ту или иную фигуру, которая двигалась и колебалась в воздухе вместе с клубами дыма. Вот как объясняет появление черта в костеле популяризатор науки В. Мезенцев: «Каким мог быть в то время экран? Например, дым из кадильниц. Удобно и, главное, устрашающе. Появление же именно черта - случайность. По-видимому, готовясь к праздничной службе, монахи очистили зеркало от пыли. В тот день костел был ярко освещен, к потолку поднимался кадильный дым. В его клубах и появился перед молящимися упрятанный в зеркале чертик. Точно так же появился он и перед монахом, проходившим мимо со свечой. Испуганный монах запустил в него связку ключей, они попали в зеркало и повредили тончайшую гравюру». Аналогичная история произошла и в доме отставного полковника Жака Герье. В комнате, где находились гости, было накурено, облака табачного дыма послужили прекрасным экраном, и когда хозяин поднес к зеркалу канделябр со свечами, то вызвал к жизни запрятанное в поверхности зеркала еще египетскими жрецами выгравированное тончайшими линиями изображение божества. Когда же он на следующий день повторил эксперимент, дыма уже не было, и изображение не проявилось. Впрочем, умение вызывать различные видения с помощью зеркал известно давно. В книге В.Фулька, опубликованной в 1640 году (ее название занимает половину печатной страницы), в частности, приводится следующее любопытное утверждение: «Призраки могут быть вызваны двумя путями: искусственным и естественным. Искусственно они вызываются с помощью определенных зеркал и инструментов, изготовленных по тайным законам науки, именуемой катоптрика (наука о зеркалах и отражении света». В общем, не простая это штука - обыкновенное зеркало! Олег ЕФРЕМОВ НЛО 8,2003 | ||
Просмотров: 1115 | Добавил: Nefelana | |