Суббота

6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Главная » 2009 » Июль » 8 » Генетики бросили вызов богам?!
    Генетики бросили вызов богам?!

Успехи генной инженерии переводят человечество в новое состояние. Если можно из обычной клетки вырастите овцу - то можно вырастить и человека?

А кем он будет - разумной запчастью? Големом без всякого подобия души - или душу тоже можно клонировать? А что принесет уже недалекая возможность оживлять динозавров или неандертальцев? А оживлять каждого из нас? Генная инженерия бросила человечеству уникальный вызов.

В ЯНТАРНОМ ПЛЕНУ

В сентябре 1993 года в Лондон прилетел Иванов. Он привез с собой девять тщательно упакованных бедренных костей. В аэропорту Хитроу его поджидал огромный черный лимузин. Павла Иванова, директора московского Института молекулярной биологии, встречал его британский коллега Питер Гилл. Ученым предстояло провести очень важную экспертизу.

Питер Гилл - генетический детектив. Улики, собираемые им, прячутся внутри клеток, тканей, органов. Истину он ищет с помощью пипеток и чашек Петри. Доказательства, приводимые им, именуются ДНК.

В каждой молекуле ДНК зашифрована информация о строении всего организма, будь то растение, животное или человек. Можно сказать, что это - своего рода "паспорт" живого существа. Эти молекулы присутствуют в любой живой клетке. Следовательно, каждый человек снабжен миллиардами биопаспортов. Если удастся прочесть эту гигантскую библиотеку природы, то можно будет отыскать ответ почти на все загадки, задаваемые живой материей.

...Однажды некий шведский студент, будущий медик, обнаружил фрагменты человеческой ДНК, возраст которых насчитывал не одну тысячу лет. Так зародилась новая наука - генетическая археология.

Днем Сванте Пээбо работал над своим дипломом и изучал ответвления человеческой иммунной системы, а по ночам в той же самой лаборатории занимался тем, что интересовало его больше, нежели все Т-клетки и антитела: исследовал крохотный кусок кожи египетской мумии. И в нем ему удалось выявить фрагменты наследственной информации.

Случилось это в 1985 году. Молодой исследователь мигом стал знаменитым. И по его стопам пошли другие. Сюда, в Мюнхен, регулярно поступают экспонаты из разных уголков мира; здесь соседствуют пробы крови эскимосов и индейцев, фрагменты тканей мамонтов и сумчатых волков, останки первобытных людей и наших современников.

Подлинной "машиной времени" для генетиков стал янтарь, ископаемая древесная смола. В доисторические времена в ней часто застывали насекомые, цветочная пыльца, споры грибов, остатки растений. Текучая смола герметично обволакивала своих пленников, и биологический материал в целости и сохранности поджидал современных исследователей. И вот в 1990 году Джордж О.Пойнар из Калифорнийского университета сделал сенсационное открытие. Изучая термитов, попавших в янтарь 40 миллионов лет назад, он нашел хорошо сохранившуюся генетическую информацию. Позднее Пойнару удалось выделить из янтаря ДНК долгоносика, жившего 120 миллионов лет назад! Отсюда, кажется, недалеко и до оживления древних ящеров. Но не так все просто...

Уже десять лет как генетические детективы располагают новой техникой. Благодаря так называемой "полимеразной цепной реакции" можно быстро и очень точно копировать самые крохотные количества древнего наследственного материала - причем копировать миллиарды раз. Чтобы запустить ее, бывает достаточно одной молекулы ДНК. И вот именно из-за высокой чувствительности системы исследователи часто терпят неудачу: вместе с уникальным наследственным материалом "молекулярный ксерокс" добросовестно копирует весь генетический мусор, случайно занесенный в пробу. А ведь любая археологическая находка загрязнена фрагментами современных генов: рабочие, раскапывающие захоронение, могли, например, чихнуть, музейные работники могли оставить отпечатки пальцев...

Поэтому коллеги Сванте Пээбо - подобно вирусологам, манипулирующим со смертельно опасными вирусами, - исследуют древние кости и кусочки кожи только в специальной лаборатории, облачившись в защитные костюмы.
    Впрочем, даже если удастся избавиться от всех примесей, это не обещает успех: желанных генов в пробе может попросту не оказаться. Совсем недавно один из сотрудников мюнхенской лаборатории, Маттиас Крингс, исследовал более сотни человеческих костей, доставленных из Африки (возраст их достигал, самое большее, 14 000 лет). Увы, лишь в трех из них сохранились крохи генетической информации. Ибо ДНК - очень хрупкая биомолекула. Ее расщепляют ферменты, переваривают микроорганизмы, окисляет кислород. И когда ученые принимаются за дело, исследовать, собственно говоря, часто уже нечего.

"Так обстоит дело, кстати, со всеми останками динозавров, - замечает ученый Х.Пойнар. - Когда сообщают, что якобы найдена ДНК динозавра, не верьте этому. Исследователи в очередной раз допустили ошибку и приняли за желаемое нечто другое: ДНК бактерий, грибков или человека.

...Около 5200 лет назад этот человек поднялся в Альпы, и, по-видимому, был застигнут непогодой. Лед одел его панцирем, сквозь который воздух уже не проникал. Даже специалист не сохранит генетический материал лучше, чем это сделала природа.

Пээбо, исследовавший "ледникового человека", надеется, что Этци, как его назвали, поможет сделать важные открытия и в области истории медицины. Мюнхенский ученый намерен отыскать вирусы и бактерии, присутствующие в его организме. Так выяснится, какие болезни досаждали европейцам каменного века.
    Гены помогут прояснить и тайны эволюции человека. Почему бы, например, не найти ДНК неандертальца?

ГДЕ ТЫ, НЕАНДЕРТАЛЕЦ?

Последние из этих древних людей загадочно исчезли 34 000 лет назад. Неужели не сохранилась их ДНК? Неужели не удастся узнать, какие родственные отношения связывали человека современного и неандертальца?

А правомерна ли вообще такая постановка вопроса? Что, если неандертальцы все же сохранились в качестве генетического реликта именно в европейцах? Главными сторонниками этой гипотезы являются антрополог А.Торн из Канберрского университета и М.Уолпофф из Мичиганского. Вот некоторые доводы в ее пользу.

Так, некоторые особенности строения черепа (например, отверстие с внутренней стороны нижней челюсти) присутствовали лишь у неандертальцев и - по крайней мере вплоть до неолита - у европейцев. То же относится и к крупным, массивным носам. Или же возьмем волосяной покров на теле. Для неандертальца, жившего в ледниковую эпоху, сильный волосяной покров на груди, животе и плечах был очевидным эволюционным преимуществом. Почему же из всех современных человеческих рас этим характерным признаком наделены лишь европейцы?

"На мой взгляд, неандерталец и Homo sapiens настолько похожи, что я вряд ли сумею их различить", - признается Герхард Бозински, директор Музея археологии ледникового периода (Нойвидер, Германия).

Но взглянем шире на эволюцию человека. Девять лет назад американский исследователь Аллан Уилсон попробовал с позиций генетики описать хронику человечества. Он воспользовался тем, что митохондрии всегда наследуются материнской яйцеклеткой. Прослеживая генетическую эволюцию Homo sapiens по материнской линии, Уилсон определил, когда жила прародительница всего нынешнего населения Земли.

Результат анализа стал сенсацией. Ева оказалась негритянкой, жившей 200 000 лет назад в африканской кустарниковой саванне. Все современные люди, будь то пигмеи, тибетцы или индейцы, произошли именно от нее. В 1995 году американские исследователи сообщили, что "всеобщий праотец" родился около 270 000 лет назад, причем срок жизни, отпущенный ему, был очень короток.

По генетическим уликам Уилсону удалось восстановить и хронику покорения человеком Земли. Сто тысяч лет назад, согласно его расчетам, Homo sapiens достиг Переднего Востока, через 40 000 лет заселил почти весь азиатский континент. За последние 60 000 лет он освоил земли Австралии, Америки и Европы.

ДНК МАНЬЯКА

В январе 1992 года в окрестностях Ганновера, в Хенигсене, погибла девятнадцатилетняя девушка. Она возвращалась домой после танцевального вечера. Несчастную изнасиловали и убили. Тогда полицейские решили взять анализы крови у всех мужчин, побывавших на вечере. Проделав 138 анализов, детективы выявили преступника.

В 1994 году в Хессене была убита двадцатисемилетняя воспитательница. Следователям, изобличившим преступника, пришлось исследовать для этого ДНК 560 мужчин.

Еще усерднее трудились криминалисты из британского графства Лейчестершир. Чтобы отыскать сексуального маньяка, были проанализированы ДНК 5000 мужчин.

Да и не в одних преступниках дело. За несколько тысяч марок можно открыть семейные тайны. Так, например, в одном городе пара близнецов пожелала узнать, кто же был их настоящим отцом: законный супруг матери или же ее приятель. Результат анализа оказался очень неожиданным: у близнецов были разные отцы.

Когда-то, чтобы узнать истину в последней инстанции, люди обращались к Дельфийскому оракулу. Теперь они вопрошают ДНК. Сами гены не лгут, но вот всегда ли бывают непогрешимы исследователи, приступающие к анализу?

Немалое возмущение вызвала история с одним берлинским рабочим, которого безо всякой вины, внимая признанию генов, упекли за решетку по обвинению в убийстве. Оказалось, что во время экспертизы пробы, взятые у него, перепутали и подменили уликами, добытыми на месте преступления. Невиновный был обвинен, и лишь после повторных анализов его выпустили на свободу, а в камеру водворили настоящего преступника.
    Совсем недавно к Сванте Пээбо обратилась Хильдегард Хаммершмидт-Хуммель, специалистка по английской филологии. Ее заинтересовала "посмертная маска" Уильяма Шекспира, хранящаяся в Дармштадском дворце. Маску считают подделкой, изготовленной в прошлом веке, но так ли это? Вдруг это подлинник?

К маске прилипло девятнадцать волосков бороды, несомненно, таящих биологический код человека, с которого ее сняли. Достаточно исследовать их, а результат сравнить с ДНК останков, погребенных в Стратфорде-на-Эйвоне, и тогда вопрос будет решен.

Увы, из Мюнхена пришло неутешительное известие. Современная диагностика не настолько сильна, чтобы по девятнадцати волоскам восстановить точный генетический код человека, жившего несколько столетий назад.

Недавно внимание исследователей привлекла загадочная история Каспара Хаузера. В 1828 году в Нюрнберге был замечен странный молодой человек. Он едва умел говорить; на вопросы о том, откуда он взялся, давал какие-то бессмысленные ответы - поэтому полицейские отправили его в тюрьму, и там врачи сделали любопытное открытие: у юноши виднелись следы от прививки, а в те годы это было редкостью, привилегией аристократов.

Кто же он, таинственный незнакомец? Отпрыск знатного рода? Сказочный принц? Или же хитрющий обманщик? Ансельм Фейербах, составитель Баварского уголовного уложения, один из виднейших юристов того времени, после тщательного анализа пришел к мрачному выводу: "Каспар Хаузер - законный отпрыск некоей княжеской семьи, коего решено было извести, дабы сделать наследником другого человека, которому ребенок только мешал".

Фейербах назвал и княжеское семейство, которому было выгодно избавиться от законного наследника: "Перо противится выводить эти слова - дом герцогов Баденских".

Вот трагическая картина, нарисованная Фейербахом. У наследного принца Карла Баденского и его жены, Стефании, рождается сын. Проходит несколько дней, и новорожденного незаметно подменяют умирающим младенцем. Кто же решился на преступление? Коварной зачинщицей была, несомненно, графиня Хохберг, вторая супруга великого герцога Баденского, Карла-Фридриха. Дело в том, что ее дети могли наследовать герцогство лишь в том случае, если от первой жены Карла-Фридриха не останется никакого другого наследника по мужской линии.

Итак, принесенный младенец умер, а подлинного герцога до шестнадцати лет держали в каком-то темном подвале. Через два года после его внезапного появления на улицах Нюрнберга на баденский трон поднялся первый Хохберг.

14 декабря 1833 года Каспар Хаузер при загадочных обстоятельствах погибает. Его закалывают ножом, или же он сам убивает себя. Выводы, сделанные Фейербахом, оспариваются. Кажется, тайну происхождения найденыша так никогда и не удастся узнать.

Однако, к счастью, окровавленная одежда Каспара сохранилась. Нельзя ли попробовать восстановить его ДНК и сравнить ее с ДНК принцессы Стефании или же ее потомков или родственников?

Экспертиза началась весной 1996 года. Ею руководят Питер Гилл, блестяще исследовавший останки Романовых, и Вольфганг Айзенменгер из мюнхенского Института судебной медицины.

Если результат окажется положительным, значит, выяснится ужасная тайна баденской династии. Если же ДНК Каспара Хаузера обнаружить не удастся, то гипотезы наверняка будут множиться.

"В любом случае, - замечает американский писатель и психолог Джеффри М.Мессон, - был ли юноша баденским принцем или же нет, следует констатировать, что в наши дни люди интересуются Каспаром Хаузером гораздо больше, чем всеми, кто когда-либо правил Баденом".

Разгадывать тайны истории помогают не только ДНК человека, но и гены животных. Так, Скотт Вудвард из университета Брайама Янга (Прово, штат Юта) надеется, что шкуры коз и газелей помогут заглянуть в мир идей, владевших древними евреями в канун Рождества Христова.

Около полувека назад вблизи Мертвого моря, в местечке Кумран, бедуины случайно нашли старинные пергаментные свитки. Находка вызвала сенсацию. Рукописи содержали ветхозаветные тексты, религиозные комментарии, псалмы, гимны, уставы общины. Многие страницы предвосхищали книги Нового Завета.

Однако пока из восьмисот удалось перевести лишь пятнадцать свитков с текстами. Остальные рукописи надо собирать из многих тысяч крохотных клочков. Только чудо поможет соединить эти кусочки в нечто целое, считает большинство ученых.

И Вудвард уверен, что может стать чудотворцем. Он - специалист по молекулярной биологии и выискивает фрагменты ДНК, которые сохранились в обрывках пергамента. Он собирается выявить конкретных животных, коз и газелей, чьи шкуры пошли на приготовление пергамента - возможно, так удастся внести порядок в хаотическое нагромождение кусочков рукописей, сгруппировать отдельные их фрагменты. После этого собрать их воедино будет гораздо проще.

Ну, а что же наш Иванов с англичанином Гиллом, которых мы оставили в лаборатории корпеть над загадочными останками?

...Коптяки, болотистое местечко в окрестностях Екатеринбурга. 12 июля 1991 года здесь извлекли на свет останки девяти человек; они пролежали в земле со времен революции. Похоже, что это были останки Николая II, последнего российского императора, членов его семьи, а также людей, убиенных вместе с ними в июле 1918 года в подвале Ипатьевского дома.

Но - они ли это? - Мы придумали совершенно новую систему анализа, - рассказывает доктор Сергей Абрамов. - Брали черепа, найденные в Коптяках, и с помощью видеокамеры снимали их в профиль и анфас. Потом компьютер сличал наши кадры с фотографиями царской семьи и определял степень схожести.

Результаты были очень хорошие, но это ведь не доказательство. Мало ли бывает похожих людей? Тогда надо подсчитать, велика ли вероятность того, что где-то еще есть такое же захоронение, в котором лежат останки девяти человек той же расы, того возраста, пола, роста. По расчетам математиков, вероятность равна одной тридцатитрехтриллионной. Исследователи уверенно заявили: "Перед нами останки Романовых".

ПОСМЕРТНАЯ СУДЬБА ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ

Но! Не всех Романовых! Не было никакого следа от царевича Алексея и от одной из дочерей. Как предположил Абрамов, от Марии.

Через год выводы российских коллег проверил американский антрополог Уильям Мейплз, один из самых авторитетных специалистов в этой области. И подтвердил их - за одним исключением: отсутствовал череп Анастасии, а не Марии.

То есть почва для сомнений оставалась. Решено было провести генетический анализ останков царской семьи. Тогда уж выводы комиссии не оспорит никто.

Было много мнений по поводу принадлежности костей, найденных под Екатеринбургом. Генетические исследования доказали: 99,99% это - останки царской семьиВ сентябре 1993 года П.Иванов и П.Гилл приступили к работе. Быстро выяснилось, что кости принадлежат четырем мужчинам и пяти женщинам, в том числе семье, состоявшей из отца, матери и трех дочерей. Теперь следовало доказать, что это была семья Романовых. Требовалось взять анализ крови или пробу костной ткани у ближайших их родственников. На просьбу ученых охотно откликнулся внучатый племянник императрицы Александры Федоровны, Филипп, герцог Эдинбургский, супруг королевы Англии.

В ноябре 1993 года стало очевидно следующее: порядок расположения базовых пар ДНК у принца Филиппа, а также матери и трех дочерей оказался совершенно одинаковым. Итак, останки императрицы и трех ее дочерей были найдены - никаких сомнений не оставалось. Гораздо труднее было доказать, что рядом с ними покоился прах императора Николая II. Одного здравого смысла было недостаточно. Научная точность превыше всего.

Доктор Иванов вспомнил, что в 1892 году, когда Николай, тогда еще наследник престола, приехал в Японию, на него было совершено покушение. С тех пор в одном из японских музеев хранится окровавленный носовой платок: не поможет ли он удостоверить личность царя?

Японцы отнеслись к этой затее довольно сдержанно, однако нашелся неожиданный посредник: знаменитый музыкант Мстислав Ростропович. Ученым позволили взять полоску материи длиной восемь сантиметров. Сколько хлопот пришлось перетерпеть из-за нее - и все напрасно! Платок был усеян отпечатками пальцев. Люди, прикасавшиеся к нему, попросту "стерли" ценный генетический материал.

Поиски продолжались. Исследователи обратились в Канаду к сыну младшей сестры Николая, однако тот "по политическим причинам" отказался. Всю эту историю он посчитал шарлатанством.

Генетические детективы постепенно превращались в знатоков генеалогического древа последнего русского царя. В Афинах они разыскали графиню Ксению Сфирис (урожденную Шереметьеву); в Шотландии - Джеймса Карнеги, третьего герцога Файфского.

Как и ожидалось, генетический материал (ДНК митохондрий) греческой графини и шотландского герцога полностью совпали, а вот ДНК царя чуть-чуть разнилась: 781 базовая пара располагалась точно так же, а номер 782 отличался!
    Гилл и Иванов предположили, что у Николая была редчайшая мутация. В июле 1994 года ученые провели пресс-конференцию, на которой сказали: "Данные останки, очевидно, принадлежат Николаю II, поскольку вероятность этого равна 98,5%".

В том же месяце, чтобы развеять последние сомнения, пришлось эксгумировать могилу великого князя Георгия, младшего брата последнего русского царя, похороненного в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

На этот раз обратились к третейским судьям. Образцы костной ткани великого князя направили в лабораторию армии США (Роквилл, Мериленд).

31 августа 1995 года было вынесено окончательное решение. Теперь на все сто процентов стало ясно, что в местечке Коптяки под Екатеринбургом были найдены останки Николая II. "В ДНК митохондрий великого князя Георгия обнаружилась та же самая гетероплазматическая мутация, как и у царя".

Итак, генетика может, кажется, все. Или вот-вот сможет. Ну, разве за исключением тех объективных трудностей, что упомянуты в статье...

Так ли?
    При анализе всего, что в последнее время произошло в этой науке и вокруг нее, возникает стойкое впечатление: мы словно имеем дело с маленькой девочкой - уже яркой, талантливой, многообещающей... но неизвестно на что способной, когда она станет взрослой. Какие достижения - какие проблемы принесет она человечеству через несколько лет и десятилетий? Не превратится ли в "огнедышащий" персонаж Стивена Кинга?

Кажется, эти проблемы уже начались...

На пороге эры монстров?

Клонированная овца Долли явила миру технологию получения из взрослой клетки точной копии животного. А значит, принципиально возможным стало получить точную копию человека.

И теперь человечество встало перед вопросом: что будет, если кто-нибудь эту возможность реализует?..

Если вспомнить про трансплантацию органов, которая позволяет заменить одну или несколько "запчастей", то клонирование теоретически позволяет обеспечить полную замену "агрегата" под названием человеческий организм.

Да это же решение проблемы личного бессмертия! Ведь благодаря клонированию из собственных планов на жизнь можно исключить болезнь, инвалидность и даже смерть!

Звучит славно, не правда ли? Особенно, если учесть, что копии должны быть живыми и находиться при этом в таких условиях, чтобы как минимум не портились. Представляете себе эти "склады" живых человеческих "запчастей"?

А есть ведь еще и "польза" вторая - использование клонирования не только для получения органов, но и для проведения исследований и экспериментов на живом "материале".

Далее перед дерзающими маячит манящая идея воспроизводства Эйнштейнов, Пушкиных, Лобачевских, Ньютонов. Налепили гениев и рванули вперед по пути прогресса.

Однако буквально все - от ученых до простой публики - сознают, что выращивание человека на "запчасти" порождает немало вопросов этического плана. Уже сейчас мировое сообщество располагает документами, согласно которым подобное не должно быть позволено. Конвенция о правах человека устанавливает принцип: "Интересы и благо человеческого существа должны иметь приоритет над односторонне рассматриваемыми интересами общества и развития науки".

Российское законодательство также устанавливает весьма жесткие ограничения на использование человеческого материала. Так, в предлагаемой медиками поправке к проекту "Закона о репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления" содержится такай пункт: "Человеческий эмбрион не может быть целенаправленно получен или клонирован в научных, фармакологических или лечебных целях".

Вообще, дискуссии по этому поводу в мире идут достаточно бурные. Если американские эксперты из федеральной комиссии по биотехнологиям еще только начинают изучать правовые и этические аспекты этого открытия и представлять его на суд законодателей, то Ватикан остался верен своей прежней позиции, заявив о неприемлемости вмешательства человека в процессы репродукции и вообще - в генетический материал человека и животного. Исламские теологи выражают озабоченность тем, что клонирование людей нарушит и без того разрываемый противоречиями институт брака. Индуисты и буддисты мучительно размышляют над тем, как соотнести клонирование с проблемами кармы и дхармы.

Всемирная организация здравоохранения /ВОЗ/ также негативно относится к клонированию собственно человека. Генеральный директор ВОЗ Хироси Накадзима считает, что "использование клонирования для производства человека неприемлемо с этической точки зрения". Специалисты ВОЗ исходят из того, что применение метода клонирования к людям нарушило бы такие фундаментальные принципы медицинской науки и права, как уважение человеческого достоинства и безопасность человеческого генетического потенциала.

Вместе с тем ВОЗ не против исследований в области клонирования клеток, поскольку это могло бы принести пользу, в частности, для диагностики и изучения рака. Не возражают медики и против клонирования животных, которое может содействовать изучению болезней, поражающих людей. При этом ВОЗ считает, что хотя клонирование животных способно принести существенные выгоды медицине, нужно быть все время начеку, помня о возможных негативных последствиях - таких, например, как перенос заразных болезней от животных человеку.

Опасения, высказываемые по поводу клонирования в современных культурах Запада и Востока, вполне объяснимы. Как бы суммируя их, известный французский цитобиолог Пьер Шамбон предлагает ввести 50-летний мораторий на вторжение в хромосомы человека, если это не направлено на устранение генетических дефектов и заболеваний.

А вот еще вопрос не из маловажных: клонируется ли душа? Можно ли вообще считать искусственного человека личностью, наделенной ею?

Точка зрения церкви на этот счет абсолютно однозначна. "Даже если такой искусственный человек будет создан руками ученых, у него не будет души, а значит, это не человек, а зомби", - считает священник Храма Вознесения Христова отец Олег.

Но и в возможность создания клонированного человека представитель церкви не верит, так как убежден, что только Бог может сотворить человека. "Чтобы в клетке ДНК, помимо чисто биологических и механических соединений начался процесс роста живого человеческого существа, наделенного душой, в этом должен участвовать святой дух, а такого при искусственном зарождении жизни