Шумеры
—
"черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в
середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас
называют
"прародителем современной цивилизации" , а ведь до середины
19-го века никто о нём даже не подозревал. Время стерло Шумер из анналов
истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о
Шумере.
Чем кардинально отличается современный человек от первобытного?
Прежде всего, потенциальной способностью за сутки добраться в любую
точку земного шара.
Но начем, наверное, с 1778-м года, когда датчанин Карстен Нибур,
возглавлявший экспедицию в Месопотамию 1761-м года, опубликовал копии
клинописной царской надписи из Персеполя. Он первый предположил, что 3
колонки в надписи — это три разных вида клинописи, содержащих один и
тот же текст.
В 1798-м году ещё один датчанин, Фридрих Христиан
Мюнтер высказал гипотезу что письмена 1-го класса — это алфавитная
староперсидская письменность (42 знака), 2-го класса — слоговое письмо,
3-го — идеографические знаки. Но первым удалось прочесть текст не
датчанину а немцу, преподавателю латыни в Геттингене, Гротенфенду.
Внимание его привлекла группа из семи клинописных знаков. Гротенфенд
предположил что это слово Царь, а остальные знаки были подобраны
исходя из исторических и лингвистических аналогий. В конце концов
Гротенфенд сделал следующий перевод :
Ксеркс, царь великий, царь царей
Дария, царя, сын, Ахеменид.
Однако
только через 30 лет француз Эжен Бюрнуф и норвежец Кристианн Лассен
нашли правильные эквиваленты для почти всех клинописных знаков 1-й
группы. В 1835-м году была найдена вторая многоязычная надпись на скале в
Бехистуне и в 1855-м году Эдвину Норрису удалось дешифровать 2-й тип
письменности, состоявший из сотни слоговых знаков. Надпись оказалась на
эламском языке (кочевые племена называемые в Библии амореями или
аморитянами).
С 3-м типом оказалось ещё сложнее. Это был
совершенно забытый язык. Один знак там мог обозначать и слог и целое
слово. Согласные выступали только в составе слога, тогда как гласные
могли фигурировать и как отдельные знаки. Например звук "р" мог быть
передан шестью различными знаками, в зависимости от контекста. 17 января
1869-го года лингвист Жюль Опперт заявил , что язык 3-й группы
является.... шумерским... А значит должен существовать и шумерский
народ... Но была ещё и теория , что это лишь искусственный — "сакральный
язык" жрецов Вавилона. В 1871м году Арчибальд Сайс пуликует первый
шумерский текст, царскую надпись Шульги. Но только в 1889-м году
определение шумерский принимается повсеместно.
РЕЗЮМЕ :
То, что мы сейчас называем шумерским языком — фактически искусственная
конструкция, построенная на аналогиях с надписями народов, перенявших
шумерскую клинопись — эламскими, аккадскими и староперсидскими
текстами. А теперь вспомните как древние греки коверкали иностранные
имена и оцените возможную достоверность звучания "восстановленного
шумерского". Странно, но у шумерского языка нет ни предков, ни потомков.
Иногда шумерский называют "латынью древнего Вавилона" — но надо
отдавать себе отчёт, что шумерский не стал прародителем мощной языковой
группы, от него остались только корни нескольких десятков слов.
Появление Шумеров.
Надо
сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное
отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения
сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как
следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в
достатке это тростника, глины и воды. Однако , в сочетании с плодородной
почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно чтобы в
самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые
города-государства древнего Шумера.
Мы не знаем откуда пришли
Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена,
населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах,
возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных
земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую
систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они
пользовались микролитическими орудиями.
Наиболее раннее
поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида
(близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой
равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но
уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и
земледелию.
Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими
корнями она уходит в древние местные культуры Верхней Месопотамии.
Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.
По
черепам из погребений определили, что шумеры не были однорасовым
этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы (
"длинноголовые" ). Впрочем это могло стать и результатом смешения с
местным населением. Так что мы даже не можем с полной уверенностью
отнести их к определённой этнической группе. В настоящее время с
некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и
шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему
внешнему облику, так и по языку.
В древнейших общинах южной
части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все
производившиеся здесь продукты потреблялись на месте и царило
натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В
древнейшие времена из глины лепили сосуды — сначала от руки, а
впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в
большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, который
приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда
просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу
третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания, построенные
из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую
поверхность, а другая — выпуклую. Крупный переворот в технике произвело
открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной
части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в
шумерийском, так и в аккадском языках. Несколько позднее появилась
бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии — с
оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и
середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно
железо, очевидно, метеоритное.
Следующий период шумерийской
архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок.
Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды,
снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят
древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге;
однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная
керамика времени Эль-Обеида. Однако, хозяйственная жизнь и культура
получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в
составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная
картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на
цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей
сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла
древнешумерийская письменность.
После шумеров осталось огромное
количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая
бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и
содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что Шумеры
оставили после себя огромное количество "хозяйственных" записей и
"списков богов" но так и не удосужились записать "философскую основу"
своей системы верований. Поэтому наши знания лишь интерпретация
"клинописных" источников, в большинстве своём переведённых и
переписанных жрецами более поздних культур, например Эпоса о Гильгамеше
или поэмы "Энума элиш" датируемых началом II-го тысячелетия до нашей
эры. Так что, возможно, мы читаем своеобразный дайджест, подобный
адаптивному варианту библии для современных детей. Особенно учитывая,
что большинство текстов скомпилированы из нескольких отдельных
источников ( из-за плохой сохранности).
Имущественное расслоение,
происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду
общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства,
наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы
общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Аристократы,
владевшие рабами и отчасти землёй, называются "большими людьми”
(лугаль), которым противостоят "маленькие люди”, т. е. свободные
малоимущие члены сельских общин.
Древнейшие указания на
существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии
относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой
эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные
государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах,
потерявших свою независимость, правили высшие представители
рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул
"цатэси” (эпси). Экономической основой этих древнейших рабовладельческих
государств был централизованный в руках государства земельный фонд
страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами,
считались собственностью государства, и население их было обязано нести в
пользу последнего всякого рода повинности.
Разобщённость
городов-государств создало проблему с точной датировка событий в Древнем
Шумере. Дело в том, что каждый город-государство имел свои летописи. А
дошедшие до нас списки царей, в основном, написаны не ранее аккадского
периода и представляют собой смесь обрывков различных "храмовых
списков" что привело к путанице и ошибкам. Но в общем всё выглядит так :
2900 — 2316 г. до Р.Х. — период расцвета шумерских городов-государств
2316
— 2200 г. до Р.Х — объединение шумера под властью аккадской династии
(семитских племен северной части Южного Междуречья перенявших шумерскую
культуру)
2200 — 2112 г. до Р.Х — Междуцарствие. Период раздробленности и нашествий кочевников-кутиев
2112 — 2003 г. до Р.Х - Шумерский Ренессанс, период расцвета культуры
2003 г. до Р.Х — падение Шумера и Аккада под натиском амореев (эламитов). Анархия
1792 — возвышение Вавилона при Хаммурапи (Старовавилонское царство)
После своего падения шумеры оставило то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю — Религию.
Религия Древнего Шумера.
Давайте
коснёмся Религии Шумеров. Похоже в Шумере истоки религии имели чисто
материалистические , а не "этические", корни . Культ Богов имел целью
не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай,
военные успехи и т.д.... Самые древние из Шумерских Богов , упомянутые в
древнейших табличках "со списками богов" ( середина III-го тысячелетия
до н.э.), олицетворяли силы природы — небо, море, солнце, луну, ветер и
т.д., затем появились боги — покровители городов, земледельцев, пастухов
и т.п. Шумеры утверждали , что всё в мире принадлежит богам — храмы
были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, — а
житницей богов — амбарами.
Главными божествами Шумерского
Пантеона были АН (небо — мужское начало) и КИ (земля — женское начало).
Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору,
из прочно связанных неба и земли.
На горе небес и земли Ан зачал [богов] Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха — Энлиль, разделивший небо и землю.
Существует
гипотеза, что в начале поддержание порядка в миря являлись функциями
Энки, бога мудрости и моря. Но затем, по мере возвышения
города-государства Ниппура, богом которого считался Энлиль, именно он
занял руководящее место среди богов.
К сожалению до нас не дошёл
ни один шумерский миф о сотворении мира. Ход событий представленный в
аккадском мифе "Энума Элиш", по мнению исследователей не соответствует
концепции Шумеров, несмотря на то, что большинство богов и сюжетов в нём
заимствовано из шумерских верований .
Тяжело поначалу жилось
богам, всё приходилось делать самим, некому было им служить. Тогда они и
создали людей, для услужения себе
Казалось бы, Ан, подобно
другим богам-творцам должен был иметь ведущую роль в шумерской
мифологии. И , действительно, его почитали, правда скорее всего
символически. Его храм в Уре назывался E.ANNA — "Дом AN". Первое
царство называли "Царство Ану". Однако по представлениям Шумеров, Ан
практически не вмешивается в дела людей и поэтому основная роль в
"повседневной жизни" перешла к другим богам, во главе с Энлилем. Однако и
Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из
пятидесяти главных богов, среди которых особо выделялись семь главных
богов "вершащие судьбу".
Считается что структура совета богов
повторяла "земную иерархию" — где правители , энси, правили совместно с
"советом старейшин", в котором выделялась группа наиболее достойных...
Одной
из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен,
являются "МЕ" игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную
роль. В одном из мифов названо более ста "МЕ", из которых удалось
прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как
правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. , всё так
или иначе связанное с общественной жизнью Некоторые исследователи
считают что "ме" — это прототипы всего живого, излучаемые богами и
храмами, "Божественные правила".
Вообще в Шумере Боги были как
Люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны,
изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке,
овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, но весь миф проникнут
симпатией к человеку.
Интересно, что шумерский рай не
предназначен для людей — это обитель богов, где неизвестны печали ,
старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов —
это проблема пресной воды. Кстати в Древнем Египте концепции рая не
было вообще. Шумерский ад — Кур — мрачный тёмный подземный мир, где на
пути куда стояло три служителя — "человек двери", "человек подземной
реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних
евреев. Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного
океана наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат и
демонами.
Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более
поздних религиях. (подробнее>>>) но сейчас нам гораздо более
интересен их вклад в техническую сторону развития современной
цивилизации.
История начинается в Шумере
Один из
крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в своей
книге "История начинается в Шумере" перечислил 39 предметов, в которых
шумеры были первооткрывателями. Помимо первой системы письменности, о
чем мы уже говорили, он включил в этот список колесо, первые школы,
первый двухпалатный парламент, первых историков, первый "альманах
земледельца"; в Шумере впервые возникли космогония и космология,
появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись
литературные дебаты; впервые был создан образ "Ноя"; здесь появился
первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные
шекели в виде "слитков на вес"), впервые стали вводиться налоги, были
приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась
медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в
обществе.
В области медицины у шумеров с самого начала были очень
высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке
Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в
котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины
основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские
процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались
сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении
катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических
операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке
диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и
хирургического.
Шумеры были превосходными путешественниками и
исследователями — им приписывается также изобретение первых в мире
судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105
обозначений различных типов судов — по их размерам, назначению и по
виду грузов. В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о
возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые
местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога
Нинурта приблизительно в 2200 году до РХ. Широта ассортимента этих
товаров поразительна — начиная от золота, серебра, меди — и до диорита,
сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более
чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича также была
построена в Шумере. Применение такой большой печи позволяло обжигать
изделия из глины, что придавало им особую прочность за счет внутреннего
напряжения, без отравления воздуха пьлью и золой. Такая же технология
применялась для выплавки металлов из руды, например меди — для этого
руда нагревалась до температуры свыше 1500 градусов по Фаренгейту в
закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый
плавкой, стал необходим уже на ранних этапах, как только был исчерпан
запас натуральной самородной меди. Исследователи древней металлургии
были крайне удивлены тем, как быстро шумеры выучились методам обогащения
руды, плавки металла и литья. Эти передовые технологии были освоены ими
всего лишь несколько столетий спустя после возникновения шумерской
цивилизации.
Еще более поразительным было то, что шумеры овладели
способами получения сплавов — процессом, при помощи которого различные
металлы химически соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились
производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке металл,
который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с
оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было
необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ
шумерской бронзы показал оптимальное соотношение — 85% меди на 15%
олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова.( В отличии ,
например, от Тиауанако ) В-третьих, олово вообще не встречается в
природе в натуральном виде. Для его извлечения, из руды — оловянного
камня — необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое
можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для
обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же
олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально "Небесный
камень" — что многие рассматривают как свидетельствует о том, что
шумерская технология была даром богов.
Были найдены тысячи
глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В
некоторых из этих табличек содержались математические формулы и
астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать
солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет.
Изучение древней астрономии обнаружило замечательную точность этих
таблиц (известных под названием эфемерид). Никто не знает, каким образом
они были рассчитаны, но мы можем задаться вопросом — зачем это было
нужно?
"Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд
относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической
системой, которая применяется сейчас. Мы переняли от них также
разделение небесной сферы на три сегмента — северный, центральный и
южный (соответственно у древних шумеров — "путь Энлиля", "путь Ану" и
"путь Эа"). В сущности, все современные понятия сферической астрономии,
включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт,
оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. — все это
внезапно возникло в Шумере.
Все познания шумеров относительно
движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире
календаре созданном в городе Ниппуре— солнечно-лунном календаре,
начинавшемся в 3760 году до Р.Х.. Шумеры считали 12 лунных месяцев,
составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11
дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Эта процедура,
называемая интеркаляцией, проделывалась ежегодно, пока, через 19 лет,
солнечный и лунный календарь не совмещались. Шумерский календарь был
составлен очень точно, чтобы ключевые дни (например, Новый год всегда
приходился на день весеннего равноденствия) . Удивительно то, что такая
развитая астрономическая наука совсем не была необходима этому только
что народившемуся обществу.
Вообще математика шумеров имела
"геометрические" корни и очень необычна. Лично я вообще не понимаю как
такая система счисления могла зародится у примитивных народов. Но лучше
судите об этом сами.. (Подробности ).
Математика Шумеров.
Шумеры
пользовались шестидесятеричной системой счисления. Для изображения
чисел использовались всего два знака: "клин" обозначал 1; 60; 3600 и
дальнейшие степени от 60; "крючок" — 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д. В
основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы ,
исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как
степени 60-ти, то ошибаетесь.
За основание в Шумерской системе
берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется
числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом,
позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:
1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.
Эта
громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и
перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.
Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в
настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять
простых делителей, в то время как 100 — всего 7. Во-вторых, это
единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений,
и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше
время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.
Мы редко
осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному
способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с
шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не
произвольным — оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски
шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа,
года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры
количества. Они обнаруживаются также в современной системе счета, в
которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа
10+3, 10+4 и т.д.
Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак
также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в
дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались
знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в
гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле — в
смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл
прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При
двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина
звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется.
Понятие
зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных
сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой
группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое
наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким
образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака
использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие
воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на
12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в
других, более поздних культурах, не могли появиться в результате
самостоятельного развития.
Исследования шумерской математики, к
большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно
связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской
шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960
000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов,
совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме
астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и
2160 может означать лишь одно — эта система разработана специально для
астрономических целей.
Похоже на то, что ученые уклоняются от
ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким
образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли
заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920
лет? И почему начало их цивилизации относится к середине периода между
сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали
астрономию от богов?
Михаил Смирнов |